«Система уже однозначно вышла за пределы разумного» — интервью с Crystallis о календаре турниров, составе MOUZ и Helm of the Dominator

На FISSURE PLAYGROUND 2 — DOTA нам удалось пообщаться с игроком первой позиции MOUZ. Ремко «Crystallis» Арец поделился мнением о количестве турниров на профессиональной сцене Dota 2, рассказал о переходе в текущую команду и коммуникации в ней, а также назвал недавнее ослабление Helm of the Dominator недостаточным и предложил свои варианты исправления предмета.
За последние три месяца ты сыграл больше карт, чем любой другой профессиональный игрок. После такого всё ещё остаётся играть в Доту или уже хочется немного отдохнуть?
Можно сказать, даже за два или один месяц. Да, играть такое безумное количество официальных матчей — это однозначно утомительно. Немного раздражает, потому что я бы с удовольствием взял перерыв после TI, но, знаешь, зов долга, «сейчас или никогда», так что я просто подумал: ладно, продолжу играть. Да, немного устал, но справлюсь.
Ты сказал, что справишься — а как тебе удаётся выдерживать такую нагрузку? Может, берёшь короткие перерывы, медитируешь или переключаешься на хобби?
Думаю, тут просто нужно полностью отключать мозг и отдыхать, когда всё заканчивается. Вот и весь секрет.
Сейчас турнирная система довольно загружена, матчи и отборочные идут каждый день, каждую неделю. Как ты считаешь, это нормальный формат, или всё уже вышло за пределы разумного?
Да, мне кажется, что система уже однозначно вышла за пределы разумного. Проблема, особенно в нашем случае, в том, что всё это едва можно выдержать. Если бы не было столько отборочных, было бы ещё терпимо, но поскольку мы были новой командой и участвовали во множестве квалификаций, всё превратилось в настоящее безумие — слишком много турниров приходится играть.
Мы уже были вынуждены сняться с DreamLeague Division 2 Season 1 по этой же причине — просто невозможно. Раньше всё было проще: был один крупный TI, а кроме него, может, четыре турнира в течение года, благодаря чему не нужно было так много перемещаться. Сейчас же бывают месяцы, когда ты выдвигаешься куда-то по три-четыре раза, и каждый турнир длится по десять дней. Ты почти не бываешь дома. И в следующем месяце может быть то же самое.
Это уже немного выходит из-под контроля. Было бы гораздо лучше, если бы турниры распределяли равномернее — чтобы хотя бы раз в месяц была неделя отдыха или вроде того.
Давай вернёмся к более приземлённой теме. Сейчас ты игрок MOUZ. Почему именно эта команда? У тебя были другие предложения после Tundra, или тебе просто понравился состав MOUZ и ты хотел играть именно здесь?
Мне действительно поступали другие предложения. Не буду говорить, какие именно, но было одно или два. В итоге я просто посмотрел на этот состав и почувствовал, что из всех вариантов в успех именно этого я больше всего верю.
Мы неплохо выступили на ESL One Kuala Lumpur 2023 в составе Secret. Разве что у нас тогда не было Seleri — вместо него был Puppey, но даже тогда у нас была неплохая «химия», и я подумал, что этот состав сможет показать себя. И, как видно по результатам отборочных и прочему, это действительно оказалось так.
MOUZ — это известная организация с богатой историей. Даёт ли игра за такой клуб тебе дополнительную мотивацию?
Я бы не сказал, что это придаёт дополнительную мотивацию, но мне действительно приятно играть в европейской организации. Всегда намного приятнее, когда находишься ближе к дому. Мне кажется, это делает всё в целом более комфортным в каком-то смысле.
Твоя команда, как ты уже упомянул, сейчас хорошо выступает: вы проходите на крупные турниры и получаете признание от сообщества за уровень игры. Как ты думаешь, что помогает вам играть так хорошо? В чём секрет вашего успеха, если можно спросить?
Я считаю, что не существует никаких секретов хорошей игры команд, просто иногда всё складывается, начинает работать, знаешь. Мне кажется, это и происходит в нашем случае. Моё взаимодействие с Seleri на линии — оно просто сработало. А с MidOne, yamich и BOOM мы уже в Secret находили общий язык. Да, тогда мы, возможно, не реализовали весь потенциал, но у нас уже тогда начало получаться. Сейчас всё примерно так же. Так что, если коротко, секрет в том, что всё должно сойтись. Думаю, в большинстве случаев дело именно в этом.
Ну и, конечно, нужно знать основы игры в профессиональную Доту. Есть базовые вещи, без которых команда просто не сдвинется с места. У нас с Seleri и MidOne есть нужный опыт, понимание основ игры, и это, думаю, очень сильно помогает.
В вашей команде есть русскоязычный игрок — yamich, но вы общаетесь на английском. Это не создаёт проблем? У всех ли достаточно хороший уровень английского, чтобы нормально играть и коммуницировать?
Да, думаю, у всех достаточно хороший уровень английского. Этого вполне хватает. Для игры в Доту вообще не нужно знать много, достаточно уметь сказать: «Идём на Рошана», «Парни, отходим» или «Пушим». Это весь словарный запас, необходимый для совместной игры. Чем сложнее будешь формулировать коллы, тем хуже выйдет.
Если коммуникация происходит на базовом уровне, хороший английский не нужен — достаточно просто делать правильные коллы и делать их вовремя. Нет никакой проблемы в том, что у кого-то английский похуже, чем у остальных, ведь и этого вполне хватает. Иногда случаются забавные моменты, когда он хочет что-то сказать, но не знает нужное слово, однако мне не кажется, что это проблема. В целом, думаю, это никогда и не было проблемой — ни в этой команде, ни в других, в которых я играл или за которыми наблюдал.
А кто в команде отвечает за пики и стратегии? Всё полностью зависит от тренера или это совместная работа?
У меня такое впервые, но в текущей команде действительно этим по большей части занимается тренер, он принимает решения по драфтам. Не совсем в одиночку, конечно; игроки тоже вносят свой вклад и всё такое, но именно он говорит: запретите этого героя, возьмите этого, забаньте того, пикните это. Его роль в этом больше, чем, пожалуй, в большинстве других команд, о которых я в курсе.
А сейчас я хотел бы задать несколько более личных вопросов про тебя. Я видел, что вы с тиммейтами составили общий список лучших аниме. Если бы тебе пришлось составить личный перечень, как бы ты расставил в нём произведения?
С ходу я, конечно, не смогу расставить все аниме, это довольно сложно, но если выбирать топ-3, я бы назвал следующие: «Провожающая в последний путь Фрирен», «Киберпанк: Бегущие по краю» и «Человек-дьявол: Плакса». Это был бы мой топ-3.
На The International ты сказал, что ненавидишь Helm of the Dominator. Сейчас его ослабили. Какой предмет теперь будешь ненавидеть?
Всё равно Dominator. Его ослабили недостаточно. Это шутка, а не нёрф. Кажется, разработчики играют или смотрят не за той игрой, потому что нёрф довольно слабый. Мне не кажется, что он что-то изменил; предмет остался таким же, как раньше. Нета [33] всё равно будет его покупать на каждом герое в каждой игре.
Marci всё ещё имба, Dominator почти не тронули, так что его всё равно продолжают приобретать. По моим ощущениям, ничего не поменялось. Можно было вообще не выпускать патч — всё так и осталось бы.
Касательно Dominator — как бы ты его исправил? Как сделать его сбалансированным, на твой взгляд?
Нужно снова переработать предмет. Проблема возникла из-за следующего: они сделали так, что приручённое существо стало считаться крипом-героем, и это мешает его убивать привычными способами. Dagon не убивает, ничего не убивает. Это первое: изменить тип существа обратно на обычного крипа. Дальше — даже не знаю... Можно убрать получение награды при приручении крипа. Тогда предмет сразу умрёт, разве что его продолжат использовать Beastmaster и Lycan, для них он останется полезным. Ну, это скучные нёрфы; может, у разработчиков будут идеи поинтереснее. Если бы я решал, то изменения были бы такими.
Почему у тебя в Steam аватарка с panto?
Это произошло довольно спонтанно. Я как-то листал Twitter и вдруг увидел видео Team Spirit, покликал его. Я дружу с panto. Увидел его, поставил паузу — и понял, что он похож на какого-то Дарт Пантомема. Выглядело крайне забавно: он там стоит с такой лёгкой улыбкой, небольшой ухмылкой, присущей ему. Я сразу же сделал скриншот и отправил ему в Steam. Мне понравилась картинка, показалась мне забавной, поэтому я поставил её в профиль. Почему бы и нет?
А у твоих тиммейтов, например у MidOne, аватарка с Yatoro. Это что, какой-то флешмоб?
Нет-нет, это случайно совпало. Ничего общего нет, мы не копируем друг друга. По какой-то причине он подумал, что раз «Yatoro 2.0» — это его ник, то нужно поставить картинку с Yatoro. У yamich ник «MidTwo», и у него аватарка MidOne. Это просто баловство, так совпало.
В одном из недавних интервью ты сказал — здесь нужно предупредить: это шутка, как мне кажется, — что нидерландский язык ужасен и что ты не будешь говорить на нём в игре? Но почему, что в нём такого плохого?
Достаточно спросить любого, кто пытается его учить. Станет понятно, что его невероятно сложно понимать, если только ты не родился в стране и не вырос, говоря на нём. Я не шутил, это дурацкий язык. Ладно, это шутка, но в нём много абсурдных вещей, которые ты никогда не поймёшь. Да, это глупый язык.
И последний вопрос. Когда снова настанет время Bloodseeker? Когда ты снова возьмёшь этого героя и будешь всех избивать?
Когда вернётся Razor, потому что этот герой тоже мёртвый. Я не знаю, это невозможно. Им нужно починить героев, Valve нужно что-то сделать.
Последние новости