«Он действительно заботится об игре, он действительно хочет выигрывать, он не ленивый человек» — интервью с BuLba про Daxak, Virtus.pro и игру в СНГ

Перед стартом FISSURE PLAYGROUND 2 — DOTA мы пообщались с новым тренером Virtus.pro, Канишкой «BuLba» Сэмом Сосэйлом. В интервью OFFSTAGE наставник рассказал о том, как был сформирован текущий состав, поделился мыслями о работе с Daxak и оценил перспективы Dota 2 в разных регионах.

После Esports World Cup ты довольно долго был без команды. Чем занимался? Просто отдыхал или искал новую команду?

Я занимался и тем, и другим. Думаю, на данный момент я уже довольно стар по сравнению с другими — я занимаюсь этим с 2012 года, это просто безумие! А если учесть и другие игры, то, по-моему, даже дольше. Я не сделал многого в своей жизни за пределами игры, я всегда откладывал это на потом. Этим летом моей целью было получить водительские права, поэтому я поехал домой и сделал всё необходимое для этого. Потому что в Америке невозможно жить без машины, всё находится очень далеко. Это не как в Европе, где всё находится рядом и хорошо работает общественный транспорт. Я подумал: «Ну и ладно, у меня перерыв», я не хотел нервничать, я хотел заняться реальными делами, потому что, по-моему, это начало меня немного напрягать, типа: «Чёрт, я не могу просто продолжать и откладывать, я становлюсь старше».

И потом, я думаю, когда ты начинаешь заниматься киберспортом, ездить на столько турниров, ты как бы теряешь связь с реальной жизнью. И тогда я почувствовал, как нарастает стресс. Ты видишь многих своих друзей из университета, и они гораздо дальше в жизни с точки зрения создания семьи, они устроились, а я чувствовал, что остался на месте. Поэтому я хотел заняться реальными делами. Я получил права, старался проводить время с родителями, потому что они стареют, и, конечно, искал новую команду. Да, я хотел сосредоточиться на реальной жизни и использовать свободное лето.

Ты закончил прошлый сезон в качестве тренера Shopify Rebellion, и, к моему личному сожалению, эта команда распалась, а организация ушла из Dota 2. Когда ты узнал о дизбанде? Как отреагировали? Это было для тебя неожиданностью?

Не совсем. Я думаю, что организациям, которые не из СНГ или Европы, [где, по-моему, находится большая часть аудитории], очень трудно функционировать в Dota 2. Shopify — это чисто североамериканская команда, поэтому я думаю, что затраты просто не оправдывали себя, и, очевидно, мы не показали таких результатов, как они хотели. Мы прошли квалификацию в Эр-Рияд, но потом провалились в квалификации на TI, что было довольно печально, потому что, я думаю, мы прошли квалификации на десять турниров подряд, а потом проиграли самый важный момент, что печально. Такова жизнь.

Наверное, мы все были слишком самоуверенны. Думаю, после тех отборочных поездка в Эр-Рияд была стрессовой для команды, потому что все думали: «Ой, если мы не покажем хороших результатов, нас, наверное, уволят». Это было неизбежно. Думаю, это было ожидаемо, к тому же я сам хотел переехать в СНГ или Европу. Думаю, просто сложно играть из других регионов. Когда-то и в Северной Америке была большая конкуренция, поэтому тренировки были хорошими, но я чувствую, что оставаться там было своего рода «разложением мозга». Твой мозг просто гниёт там, и даже если ты можешь тренироваться против европейских команд, это не то же самое, что играть в [официальных] матчах. Я хотел попробовать поехать в Европу и СНГ и выйти из своей зоны комфорта.

Что ты думаешь о будущем Северной Америки? Пора ли закрыть регион и объединить его с Южной Америкой, как это сейчас делают некоторые ТО, или есть шанс, что такие топовые организации, как EG, когда-нибудь вернутся?

Я не уверен. Думаю, что там просто не так много игроков. Это касается не только Северной Америки, но и Юго-Восточной Азии; в Китае была Xtreme Gaming... В последние несколько лет большинство игроков хотят уехать в Европу и СНГ, поэтому никогда не было... даже в EG, например, всегда был микс из европейцев и других игроков, даже до TI5.

Но кто знает? Я думаю, что в Dota 2 будут в основном европейские/СНГ организации. Не известно, появятся ли другие, но я думаю, что это [Быть организацией из Европы. — Прим. ред.] гораздо выгоднее, потому что многие спонсоры и все такое из этого региона.

Отвечая на предыдущие вопросы, ты сказал, что хотел попробовать свои силы в Восточной Европе. И вот ты в Virtus.pro. Как ты оказался в этой организации?

Я определённо хотел снова работать с Fly. Я знаю его уже давно, мы раньше вместе работали. У нас были хорошие годы, и, конечно, некоторые, как последние два или три, были не самыми лучшими, но это Дота. Иногда всё будет хорошо, иногда — плохо. Это как волна, понимаете. Она поднимается и опускается, поднимается снова и опускается. Всё зависит от того, сможете ли вы оставаться сильным духом во время спада. Я очень хотел работать с Fly, и тогда мы поговорили с… это было как сочетание разговора с их руководством, разговора их руководства с нами и разговора о том, как мы хотим создать состав из СНГ или состав для этого региона.

Я думаю, что с тех пор, как Spirit выиграли TI, это довольно сильно мотивировало регион, и за последние годы появилось так много новых, действительно очень талантливых игроков из стран СНГ. Кроме того, мне очень нравятся игроки из СНГ. Я думаю, что если у них будет хорошая структура и дисциплинированная среда, они смогут процветать. Им просто нужно это. Потому что их талант очень высок, и они очень увлечены игрой. Так что это было естественным выбором.

Теперь ты сам представляешь Восточную Европу. Изменилось ли для что-нибудь с точки зрения работы? Переезд в новый регион с новыми игроками, новыми квалификациями, новой организацией и так далее...

Это определённо гораздо сложнее. Все команды довольно сильные, поэтому, если вы не готовы и не сосредоточены, вы можете проиграть кому угодно. Так что это определённо заставляет команду держать мозг на более высоком уровне. Это точно сложнее, что, на мой взгляд, хорошо.

Просто есть много команд, много команд из СНГ и очень много игроков. Это приятно, потому что в этом смысле Дота кажется очень живой. Игра далека от упадка, потому что есть так много игроков, так много команд и так много турниров. Я думаю, что это хорошо.

Сейчас ты работаешь с Daxak, который может быть требовательным и порой сложным товарищем по команде. Ты заметил что-то подобное? Или тебя всё устраивает?

Я думаю, что по моему опыту тренера никто не идеален, у всех есть свои плюсы и минусы, верно? Было время, когда я чувствовал, что, вероятно, не лучшим образом реагировал на негативные стороны людей, и я чувствую, что стал более терпеливым. Я считаю, что у Никиты много плюсов, он дисциплинирован, и то, чего он хотел от своих прошлых команд, было очень хорошо. Он действительно заботится об игре, он действительно хочет выигрывать, он не ленивый человек. Он дисциплинирован, каждое утро просыпается и идёт в спортзал. Видно, что он очень профессиональный человек.

И я думаю, что некоторые критические замечания исходили от игроков, которых он, вероятно, подталкивал, или которые жаловались из-за того, что они не были профессионалами или не старались. Я видел некоторые из них, это было давно, а Никита расстраивался из-за того, что игроки ходили на вечеринки, и то, что он говорил, было не совсем неправильным. Он хочет профессиональной атмосферы, он хочет профессиональной команды. Да, иногда он может быть требовательным, но он придерживается стандартов и очень переживает. Но я считаю, что его менталитет очень хорош. Это очень профессиональная атмосфера.

Посмотрите на него, он хорошо сложен, ходит в спортзал. Знаете, это человек, который ведёт дисциплинированный образ жизни, и я считаю, что это очень хорошо.

Ты очень опытный тренер, и сейчас в Virtus.pro много опытных игроков. Как вы поддерживаете баланс мнений и голосов? Кто на данный момент берёт на себя больше ответственности?

Одна из причин, по которой я очень хотел снова работать с Fly, заключается в том, что он очень хороший человек, который может помочь во многих вещах. У него очень успокаивающий голос, он очень объективен, он просто очень хороший человек, и он очень помогает. Он один из главных лидеров в игре, поэтому я думаю, что он делает много работы для всех игроков.

Я имею в виду, что у каждого есть свои дела, которые нужно делать, как в любой команде. Это как комбинация, и обычно Fly и я помогаем планировать день, планировать дела. Мы не так долго играем вместе — две недели в Сербии, а теперь этот турнир. Так что мы играем вместе всего 3-4 недели, вот как обстоят дела. Теперь мы с ним помогаем планировать день, помогаем с разными вещами, помогаем организовывать все. А потом люди вносят свой вклад.

Кроме того, в команде нужно иметь одну идею и единое мнение. Чтобы команда была на одной волне, поэтому обычно вы хотите проводить дискуссии и беседы, но вы не хотите, чтобы это были бесконечные споры и вещи, которые никуда не ведут. Так что моя работа иногда заключается в том, чтобы быть посредником.

Я брал интервью у Fly перед тобой, и, если я не ошибаюсь, он сказал, что теперь у вас есть помощник тренера. Это так?

Да.

Можешь рассказать, кто это и как вы делите обязанности?

Это Fng. Я знаю его очень давно, мы всегда общались на турнирах. Очень спокойный человек. Раньше он тренировал VP, я думаю, тренировал другую СНГ-команду, но в итоге они распались. Мы с ним поговорили, и я предложил ему приехать на этот турнир и DreamLeague. Во многих других играх или просто в спорте есть несколько тренеров, верно? А в Dota 2, я думаю, не так много команд имеют ассистентов тренеров. У них есть аналитик и тренер.

Так что нет никаких минусов. Я считаю его очень спокойным, уравновешенным человеком. Он, очевидно, очень опытен в игре, и я думаю, что сначала мы оба не были полностью уверены, как это организовать, но я считаю, что в последний раз мы нашли то, в чём он действительно хорош и силён, чем он помогает команде; то, в чём я очень хорош и силен, чем я помогаю. Так что мы создали хорошую систему и структуру. И, очевидно, он знает игроков из СНГ, он работал с Владом и Никитой. Я работал с другими тремя, так что в этом смысле это хорошее сочетание.

Раньше ты работал с EG и SR. В новой команде ты хочешь привнести что-то из своих предыдущих клубов в плане структуры, стратегий и подготовки к играм? Или вы пытаетесь построить команду с нуля?

Я думаю, что у нас было много хорошего в EG, многое из структуры; определённо есть вещи оттуда. Это одна из причин, по которой я хотел работать с Fly. Это как смесь, правильного ответа никогда не бывает. Dota 2 тоже сильно спрогрессировала, поэтому нужно адаптироваться и меняться. Это не та же игра, что была 4–5 лет назад. В игру добавили так много всего, что она стала очень яркой. Раньше игра была более простой, а сейчас она очень динамичная, знаете, игра для зумеров. Так что это как сочетание старого и нового. Каждый год ты учишься чему-то новому, но это также как полный круг, вещи возвращаются.

Какие цели вы поставили перед командой в этом сезоне? Планируете участвовать во всех турнирах или будете пропускать некоторые и отдыхать?

Думаю, мы постараемся посетить как можно больше турниров. Всё зависит от того, куда мы пройдём. У нас есть некоторые проблемы с визами, но мы будем участвовать в стольких турнирах, в скольких сможем. Потому что их очень много, и это не так, как было раньше, когда существовал только один довольно крупный турнир.

В большинстве других киберспортивных игр их не так много, верно? Мне кажется, что иногда игроки в Доту не понимают, как им повезло. Это довольно сложно, нужно хорошо играть, чтобы получить вознаграждение. Но есть много возможностей. Посмотрите на XG в прошлом году, они испытывали трудности на нескольких турнирах, но затем на главном из них показали хороший результат. У вас есть много шансов.

Последние новости

Читайте также