Тренер G2 sAw: «HEROIC — хорошая организация, но G2 гораздо крупнее. Это другой уровень структуры, управления, всего»

Тренер G2 Esports, Ээту «sAw» Саха, в интервью для OFFSTAGE в рамках FISSURE PLAYGROUND 2 — CS поделился впечатлениями от работы с новым составом, рассказал о влиянии победы на BLAST Open 2025 Season 2 и пролил свет на процесс адаптации к роли тренера в одной из крупнейших киберспортивных организаций.
Спасибо, что нашёл время для этого интервью! Это не твой первый или даже второй турнир в Белграде. Как тебе город и арена?
Я был здесь пару раз раньше, на буткемпах и все такое, так что я знаком с этим городом. Белград растёт в плане CS и киберспорта. Здесь становится его больше, верно? Город приятный, и это приятное место для посещения и возвращения, так что хорошо.
Глядя на твою тренерскую карьеру, это была постоянная борьба. Сначала ENCE, потом HEROIC, а в июне ты присоединился к G2. После трех месяцев работы с новой командой что стало самым большим вызовом для тебя как тренера?
Главное — это терпение. Когда ты работаешь с новой командой, нужно выстраивать новые шаблоны и рутины, закладывать прочный фундамент с самого начала, который, надеюсь, будет работать месяцы или даже годы.
В процессе нужно быть терпеливым, двигаться шаг за шагом в своём темпе. Даже если возникают ошибки, конфликты или проволочки, нужно сохранять терпение и продолжать строить. Это особенно сложно на старте, потому что не всё приходит естественно. Некоторые вещи требуют упорной работы, и терпение здесь ключевой фактор.
Говоря о вызовах, что было тяжелее для тебя: переход из HAVU, где все говорили на твоём родном финском языке, в многоязычный состав ENCE и HEROIC, или из HEROIC в G2, команду с огромным разрывом в составе после ухода звёздных игроков?
Переход от финского к английскому был большим изменением. Мой английский был в порядке, но это другой стиль работы, другой способ общения, когда ты каждый день говоришь на английском, а не на финском. К тому же, на тот момент моя тренерская карьера только начиналась — я тренировал ENCE всего пару месяцев, прежде чем мы перешли на англоязычный состав. Так что это был серьёзный вызов.
Переход от HEROIC к G2 тоже был значительным, но я уже знал, как работать в международных командах и организациях. Разница была в масштабе: HEROIC — хорошая организация, но G2 гораздо крупнее. Это другой уровень структуры, управления, всего. Я всё ещё учусь в G2, изучаю, как всё работает, как функционирует менеджмент, тренерский штаб. Я привношу свои идеи, но при этом адаптируюсь к тому, что уже есть.
Что насчёт неожиданно лёгких моментов? Какой аспект адаптации к G2 оказался гораздо легче, чем ты изначально думал?
Пока что в G2 всё идёт довольно гладко, по крайней мере, серьёзных проблем не было. Возможно, это отчасти из-за «медового месяца», но я бы сказал, что не было больших конфликтов ни с организацией, ни с менеджментом, ни с тренерским штабом, ни с игроками.
Всё идёт как по маслу. Я могу внедрять свои идеи, организация поддерживает практически всё. Структура уже выстроена — от организации до менеджмента и тренерского штаба. Многие процессы уже налажены, и, честно говоря, всё довольно гладко.
В новой команде ты работаешь с новичком-капитаном. Неманья только недавно взял на себя эту роль. Насколько значительно этот факт повлиял на твою работу?
Да, для huNter- это новая роль, и она, конечно, для него сложная. У него хорошее понимание игры, он работал с разными капитанами, но быть самому лидером — совсем другое. Я стараюсь максимально помогать ему: предлагать идеи, делиться опытом. Плюс в том, что он очень трудолюбив. Он всегда думает сам, он открыт и, если у него есть вопросы, всегда их задаёт.
У нас хорошая коммуникация, мы стараемся быть на одной волне в том, как подходить к делу, как строить игру. Пока всё работает хорошо, но ему нужно время, чтобы привыкнуть. Это вопрос рутины и привычек, которые со временем станут автоматическими. Я доволен тем, как он работает, и если он продолжит в том же духе, он легко может стать одним из лучших капитанов.
G2 недавно победила на BLAST Open — это первый трофей сезона для вашей команды. Похоже, это поднимет команду на 4-е или 5-е место в рейтингах, что даёт прямое приглашение на третий этап мейджора. Как это влияет на атмосферу в команде? Игроки стали более расслабленными, или вы пока не обращаете на это внимания?
Прошло всего два-три дня с нашей победы, так что ещё рано делать выводы. Конечно, победа укрепляет уверенность, может немного расслабить в хорошем смысле — ты знаешь, что можешь побеждать. Это создаёт позитивную атмосферу.
Но в долгосрочной перспективе это не сильно меняет ситуацию. Мы вместе всего два месяца, нам ещё многое нужно отработать, найти свои подходы. Впереди ещё много работы. Победа — это отличный импульс на этом этапе, он поможет нам в дальнейшем в сезоне.
Но мы не должны слишком зацикливаться на этом, потому что это уже в прошлом. Впереди новые турниры, и главное — нам всё ещё нужно становиться лучше. Нельзя быть удовлетворёнными текущим результатом.
Если я правильно понимаю, турнир FISSURE — это четвертый LAN-турнир в роли тренера G2. Несмотря на короткое время с командой, турниров уже много. Как вы расставляете приоритеты, чтобы сохранять личную и командную энергию?
График турниров плотный, и это вопрос баланса энергии. У нас не так много времени, чтобы каждый занимался своими делами. Дни длинные, работа интенсивная. Это необходимо, но нужно находить баланс с отдыхом.
Мы стараемся быть максимально эффективными: сосредотачиваемся на качестве работы, а не на том, чтобы работать по 12–14 часов в день. Также, например, сегодня у нас были командные активности, ужины вместе — это помогает поддерживать высокий уровень энергии. Но с таким количеством турниров это, конечно, вызов.
У G2 большая и активная фанбаза, возможно, более активная, чем у твоих предыдущих команд. Как часто ты взаимодействуешь с фанатами и насколько это помогает в работе?
Я не самый активный в соцсетях и не очень общителен с фанатами. Но, конечно, здорово, что у G2 такая большая фанатская база. Это важно для Counter-Strike и киберспорта в целом, потому что фанаты — это то, что помогает киберспорту расти. Я ценю поддержку фанатов G2, но, наверное, из-за моего характера я не так явно это показываю. Это больше моя личная особенность.
Сегодня многие фанаты киберспорта ассоциируют никнейм sAw с поиском талантливых игроков, о которых никто не знает. Можешь приоткрыть завесу, как удаётся находить молодых и талантливых ребят?
Всё начинается с базового анализа. Смотришь статистику, пытаешься понять, какие показатели есть у игроков, ищешь тех, кто ещё не добрался до уровня тир-1 или тир-2, но находится, например, на уровне тир-3 или тир-4. Тех, кто выглядит перспективно и может принести пользу команде.
Важно понимать, что нужно твоей команде, какая роль или игрок впишется в систему и структуру. Также учитывается личность игрока — насколько он может сработаться с командой. Это сложно предугадать. В итоге это всегда определённый риск, кого бы ты ни взял. Ты стараешься минимизировать этот риск, изучая все аспекты, но всегда будут случайные факторы, к которым невозможно подготовиться. Главное — убедиться, что игрок подходит под систему и может выполнять нужную роль в команде.
Говоря о талантах, MATYS сейчас играет за G2, но у него почти нет опыта на крупных LAN-турнирах. Как команда помогает ему адаптироваться?
Да, у него мало опыта, но он уже справляется неплохо, контролирует волнение. Как команда, мы стараемся его поддерживать, делиться опытом других игроков, у которых больше опыта на таких турнирах.
Одно из наших преимуществ — это командная поддержка и открытость. Мы можем говорить обо всём, стараемся быть максимально подготовленными. Пока matys справляется хорошо, и я уверен, что с опытом он будет прогрессировать ещё больше.

О других командах: NAVI испытывает трудности после ухода jL, а Team Spirit — после ухода magixxx. В сообществе считают, что эти игроки задавали атмосферу в своих командах. Что думаешь об идее вайб-игроков и учитываешь ли ты это при поиске талантов?
Это вопрос личностей. Ты пытаешься понять, какой характер у игрока и сможет ли он сработаться с другими в команде. Полностью это не предугадать, но можно составить общее представление. Но нельзя брать игрока только ради вайба. Нужно, чтобы это был сильный игрок, и ты смотришь, экстраверт он или интроверт, каков он как личность. Вайб важен, но это не единственный фактор. К тому же культуру команды можно выстраивать: обсуждать с игроками, с командой, чтобы создать нужную атмосферу.
В этом году вернули Overpass. Что ты думаешь об этой карте и ротации? Нравится или было бы лучше увидеть что-то другое, например, Tuscan или Basalt?
Новые карты — это всегда интересно, они меняют расклад в сцене. Для некоторых команд это значит уход лучшей карты, а для других — их пермобана. Новая карта всегда вносит изменения.
Overpass мне кажется нормальной картой. Не скажу, что она в моём топе, но она тактически интересная. Может быть сложной из-за своего большого размера и долгих ротаций, но в целом это хорошая карта. Мы уже играли на ней, например, против Vitality, но нам ещё нужно набраться опыта.
Что касается других карт, думаю, следующее обновление пула карт может быть в зимний перерыв или позже. Мне не так важно, какие карты добавят. Мы протестируем их, посмотрим, как они играются, и, если нужно, будем ждать обновлений от разработчиков.
Ещё одно изменение касается экономики защиты. Теперь защита сильна почти на всех картах. Каково твое мнение об этом как тренера? Теперь легче готовить раунды для защиты, чем для атаки?
Хорошо, когда успешная атака требует усилий и выстраивания тактик. В этом смысле усиление защиты — это плюс. Сначала я думал, что изменения не будут такими значительными, но они оказались довольно серьёзными. Статистика по CT-стороне сейчас впечатляющая.
Будет интересно посмотреть, как это скажется в будущем. Мне нравится идея усиления стороны защиты, но, возможно, сейчас это немного перебор. Командам предстоит серьёзно работать над атакой, разрабатывать стратегии и адаптироваться. Если это не получится, возможно, некоторые изменения придётся пересмотреть. Посмотрим.
И последний вопрос, немного философский — что команде нужно достичь к концу года, чтобы ты почувствовал гордость за сезон как тренер?
Интересный вопрос. Когда я присоединился к G2, я знал, что у нас будет менее опытный состав, новый лидер, игроки, меняющие роли, новый тренер, новый снайпер из другой команды. Я понимал, что результаты будут вызовом.
Я даже не думал, что мы возьмём трофей в этом сезоне, а мы уже выиграли один. В этом смысле я доволен. Но для меня важна стабильность. Эта победа — это здорово, но если на следующем турнире мы вылетим рано или не дойдём до глубоких стадий плей-офф, я не буду удовлетворён.
Важно показывать стабильность на оставшихся турнирах в этом сезоне. Их у нас, кажется, четыре или пять, может, даже шесть. Я хочу, чтобы мы не скакали от победы к вылету на групповой стадии, а показывали стабильные результаты — полуфиналы, финалы, может, ещё одна победа.
Главной целью было выстроить базу для мейджора в Будапеште, чтобы там показать пиковую игру G2. До этого ещё несколько месяцев, и наша задача — заложить прочный фундамент не только для этого сезона, но и для следующего. В этом сезоне мы много работали над перестройкой и правильным подходом. Это сочетание всего этого.