Valve против гемблинга: что это значит для киберспорта и CS2?

Компания Valve внесла существенные изменения в правила проведения турниров по Counter-Strike 2. Из-за них под угрозой оказалось будущее целого ряда ивентов и команд. Выясняем, что поменялось, и пытаемся дать прогноз на будущее киберспортивной сцены CS2 в долгосрочной перспективе.
Что поменялось в правилах Valve?
Все турнирные операторы, которые организуют турниры по играм от Valve, работают под «Limited Game Tournament License». Это весьма скромный по объёму документ — помещается целиком на пять страниц А4 — который в общих чертах описывает ограничения для организаторов.
Шуму наделали изменения в разделе 2.4.e лицензии. Вот полный текст этого пункта:
Защита интеллектуальной собственности. Лицензиат не имеет права распространять или демонстрировать, в том числе на форме команд или в любом другом контенте, который может быть виден во время трансляции, любой контент или материалы, которые нарушают интеллектуальную собственность Valve или условия Соглашения с подписчиками Steam (например, сайты по открытию кейсов или сайты, торгующие скинами).
Лицензиат не должен допускать появления в трансляциях турнира любого контента, который нарушает интеллектуальную собственность Valve или условия Соглашения с подписчиками Steam (например, логотипы на форме игроков).
Лицензиат не будет принимать спонсорскую поддержку от сторон, которые получают доход от деятельности, нарушающей применимые соглашения Valve или местное законодательство, либо опирающейся на игровую экономику Valve. Сюда входят, помимо прочего, реселлеры ключей или компании, которые взаимодействуют с игровыми инвентарями игроков.
Эту лицензию обязаны соблюдать все ТО для всех ивентов — неважно, включён ли турнир в рейтинг VRS или нет. Новые правила уже действуют, в том числе на идущем сейчас StarLadder Budapest Major 2025.

Ещё один нюанс: в правилах нет никаких запретов на спонсорство со стороны «обычных» букмекеров, а запрет касается только компаний, которые используют в работе скин-экономику Valve.
Кого затронут эти изменения?
Очень многих — список весьма объёмный. Например, среди команд под новые правила попадают составы Natus Vincere и Aurora Gaming из-за white.market и CS.MONEY (оба сайта участвуют в торговле скинами) соответственно. Клубы, которые спонсируются обычными букмекерами, не будут затронуты, а это:
- BetBoom Team;
- Imperial Esports;
- Team Vitality;
- MOUZ;
- и многие другие.
Турнирные операторы тоже часто сотрудничали с сайтами подобного рода — раньше BLAST и Tradeit.gg были партнёрами, а логотип маркетплейса со скинами крутили на трансляциях матчей.
Основной удар придётся по тир-2 сцене. Самый яркий и очевидный пример — Champion of Champions Tour. В рамках CCT были проведены десятки турниров с участием команд второго дивизиона, а в списке спонсоров есть теперь уже запрещённые Hellcase и Skin.Place. Без них, вполне возможно, что турниру придётся убрать один нолик из размеров призового фонда. Это ощутимый удар.
Проблемы формулировок
Ещё один нюанс новых правил — их «рамочность». Проведём мысленный эксперимент. Представим сайт, который помогает пользователям Steam обмениваться играми через функцию подарков. Формально это взаимодействие с инвентарём игрока, а потому такой сайт попадает под запрет и не сможет спонсировать турниры по CS2.
Очевидно, Valve оставила себе максимальное пространство для манёвра. Но такие формулировки будут отпугивать турнирных операторов от сотрудничества с любыми компаниями, которые хоть как-то причастны к площадке Steam и внутриигровым предметам из игр Valve.
С проблемными пунктами столкнутся и обычные букмекеры. Все дело в пункте 2.4.d лицензии, цитируем часть текста:
…любое сообщение о спонсорстве от индустрии ставок допустимо только если: (i) букмекер, который рекламируется, лицензирован соответствующими властями в частях территорий, на которые ориентирован турнир.
Ориентацию турнира будут определять по языку, который используется в рекламных материалах. Даже у крупнейших беттинговых компаний могут быть сложности с лицензированием в таком случае. Впрочем, им Valve всё ещё разрешает спонсировать киберспорт, вопрос только в соответствии требованиям по лицензированию. Пункт 2.4.d лицензии гарантированно отрежет лишь конторы, которые работают «в серую», остальные же почти наверняка смогут продолжить размещать свои лого на формах команд и трансляциях матчей.
Как новые правила повлияют на киберспорт?
В краткосрочной перспективе просцена CS2 получит неприятный удар. Даже крупные турниры часто сотрудничают с онлайн-казино или сайтами по торговле скинами, а многие мелкие соревнования буквально выживают за счёт такого партнёрства. Новые правила в обозримом будущем могут привести к:
- снижению размеров призовых фондов;
- закрытию мелких клубов;
- уменьшению количества турниров.
Учитывая, что под удар попал в основном второй дивизион, последствия будут длительными. У юниоров будет меньше возможностей для практики, реже получится посещать LAN-турниры и набираться опыта.
Вакуум могут заполнить традиционные букмекеры и проводить турниры под своей эгидой. Но, во-первых, это лишь потенциальный сценарий — он может просто не случиться. Во-вторых, трансформационный период всё равно ударит по командам, турнирным операторам и студиям, которые занимаются освещением таких соревнований.
В то же время, учитывая количество денег, которые могут предложить букмекеры, исчезновение площадок со ставками в скинах даёт традиционным беттинговым компаниям серьёзный рычаг влияния на команды и ТО. Для профессиональной сцены в текущий момент полный отказ от «ставочных денег» выглядит практически невозможным.
Киберспортивный CS2 теперь умрёт?
Нет, однозначно не умрёт. Сайты со скин-рулетками — это не единственный и не главный источник финансирования клубов и турниров. На их место придут другие спонсоры, если рынок останется привлекательным. К тому же, до их массового появления в экосистеме жизнь тоже кипела.
- Читайте также: Почему рынок скинов CS не рухнул и что будет дальше?
Можно даже вернуться на десять лет назад — во времена ESL One Cologne 2015. Тогда на мейджоре играла команда Team eBettle, напрямую связанная со ставками. Состав больших успехов не снискал, букмекер быстро потерял интерес, но вот турнирный оператор ESL и команды вроде Ninjas in Pyjamas или NAVI существуют и поныне.
Зачем Valve это делает?
Ответ знают только сотрудники компании, но, судя по последним шагам Valve, можно построить рабочую гипотезу: корпорация пытается максимально дистанцироваться от полулегальных азартных игр и вернуть полный контроль над экономикой скинов. Для Valve это далеко не первый раз. Ранее под «банхаммер» попала площадка CSGOLounge — это случилось почти десять лет назад, в 2016 году, на фоне публичного скандала и судебных тяжб в США.
Очевидно, корпорации такие сайты лишь приносят головную боль: они используют скины вместо реальных денег, создают прецеденты для исков и порой напрямую мешают проведению турниров. Самый известный случай — атака на PGL Major Copenhagen 2024, в результате которой пострадал трофей мейджора.
Запрет также напрямую связан с курсом на борьбу со сторонними торговыми площадками. Только за этот год Valve несколько раз «перетряхивала» рынок скинов: новые правила обмена, отмена обменов, потенциальная замена кейсов на терминал «Генезис» и т.д. Офис в Белвью явно хочет вернуть весь рынок скинов под свой контроль и загнать его обратно на торговую площадку Steam.
Невозможно предсказать, какие шаги Valve примет дальше, но высока вероятность, что изменения в «экономике скинов» ещё будут. Для обычных игроков это вряд ли станет большой проблемой, а вот большим трейдерам, сайтам со ставками, клубам — всем «крупным рыбам» экосистемы CS2 — однозначно стоит подготовиться к новым резким поворотам.
Последние новости