Почему AWP-мета умерла и снайперы больше не тащат?

Когда главным шутером в Steam был Counter-Strike: Global Offensive, ни у кого не возникало вопросов о самом лучшем, важном и сильном оружии в игре. Это была снайперская винтовка AWP — само воплощение концепции «один выстрел — один труп». В руках опытного снайпера эта пушка выигрывала раунды и матчи. Но в Counter-Strike 2 с AWP-центричной метой произошло что-то страшное — она умерла. Сегодня проводим вскрытие и пытаемся понять, почему снайперы в CS2 больше не тащат матчи.

Как AWP попала в центр внимания?

В «контре» уже десятилетие существует тройка главных винтовок. В неё входят M4, AK-47 и AWP. С автоматами всё понятно: они являются эксклюзивным оружием для одной из сторон, предлагая оптимальное соотношение цены и огневой мощи. С AWP же всё немного сложнее — снайперская винтовка доступна обеим сторонам, это едва ли не самое дорогое оружие в игре, но её стараются купить в каждом раунде с полным закупом. 

Тайна популярности скрыта в фундаментальной несбалансированности оружия. Возможность убить одним попаданием противника на любой дистанции — это не просто сильно, это чрезвычайно сильно. Об этой проблеме неоднократно высказывался даже создатель оригинального мода для Half-Life, Минь Ле: 

Я сожалею, что не сбалансировал некоторые виды оружия, такие как AWP. Я думаю, что оно используется чрезмерно и стало своего рода метовым оружием.

Такая возможность превратила AWP в туз в рукаве. В любой ситуации отчаянный снайпер может парочкой фликов или ноускопов перевернуть ход раунда. Яркие и взрывные моменты сразу полюбились сообществу, а снайперы стали главной силой любой успешной команды.

Три причины смерти AWP-меты

Последние два года «авик» теряет позиции. Об этом говорит, например, статистика успешности топовых снайперов. Только четыре человека показывают стабильно высокую результативность в важных матчах в последнее время. Это один из признаков, что AWP уже не то.

У смерти AWP-меты есть три понятные причины:

  • изменение экономики;
  • обновлённый игровой процесс;
  • нерфы самой винтовки. Остановимся на каждом пункте подробнее. 

В MR12 слишком мало раундов с AWP

В CS:GO основным форматом матчей, как обычных, так и киберспортивных, был MR15 — по 15 раундов за каждую сторону. После выхода CS2 основным форматом стал MR12. Хотя изменение кажется не таким большим, для снайперов оно оказалось решающим. Уменьшение раундов сделало экономику жёстче, а команды лишились возможности «потратить» один раунд на ожидание, пока у снайпера хватит денег на его основное оружие. AWP покупается реже, а значит, оказывает меньше влияния на ход игры. 

Статистика использования AWP в CS:GO и CS2, источник — HLTV.org

В Counter-Strike 2 сложнее держать позицию

Выше мы уже упомянули основной плюс AWP: «один выстрел — один труп», а теперь расскажем и про минусы: 

  • высокая цена;
  • крайне низкая точность без прицела;
  • штраф к передвижению во время использования прицела;
  • необходимость досылать патрон после каждого выстрела. 

С первым пунктом всё понятно, а вот три последующих в CS:GO можно было частично игнорировать. В CS2 это не так, ведь преимущество выходящего в этой игре сильнее — из-за этого стало сложнее удерживать углы и позиции, что естественным образом ослабляет AWP. 

Со снайперской винтовкой нельзя идти вперёд — нужно использовать прицел. При этом из-за преимущества выходящего совершить ошибку при удержании позиции стало проще. А промах при выстреле означает секундную паузу перед следующей попыткой поразить противника. Секунда в такой ситуации — непозволительная роскошь. 

Разработчики понерфили AWP

Последний гвоздь в AWP-мету загнал нерф в ноябре 2022 года. Тогда разработчики снизили объём магазина с 10 пуль до 5. Такое изменение ещё сильнее подняло цену ошибки при выстреле и значительно ограничило тактическую гибкость винтовки. С пятью пулями в магазине и перезарядкой в почти четыре секунды не получится на удачу прошивать двойные двери на Dust2 или давать парочку шальных в дым на «банане» карты Inferno.

Три причины привели к закономерному результату — легендарный «слон» начал уходить в тень. Теперь громогласные выстрелы из AWP слышны не так часто, а звёздные снайперы куда чаще мелькают в хайлатах с «калашом» в руках. 

Как профи адаптируются к новой мете?

Спад уровня влияния AWP на игру начался с релизом CS2. За два года команды приняли новую мету и попытались к ней приспособиться — каждая по-своему. Всего можно выделить три чётко просматриваемых варианта адаптации. 

ZywOo — гибридный снайпер

Столкнувшись с новыми условиями, Team Vitality решила проблему фундаментально — по состоянию на сегодня в составе нет роли снайпера. Матье «ZywOo» Эрбо, ранее выполнявший эту роль, теперь активно миксует AWP с автоматами. По статистике за этот год у него: 

  • 43% фрагов из AWP;
  • 38% — из AK-47;
  • 19% — из M4A1-S и M4A4. 

Несложно заметить, что количество фрагов из «авика» и «калаша» почти одинаковое. Это не случайность. ZywOo не спешит покупать снайперскую винтовку, снижая этим нагрузку на экономику и развязывая руки капитану и тренеру. Наличие такого универсального игрока позволяет на лету переключаться между игрой со снайпером и без. Неудивительно, что Team Vitality не слезает с топовых позиций в рейтинге команд с такими условиями.

Вторая скрипка sh1ro

Team Spirit вошла в CS2 и новую мету уже готовой. Ещё летом 2023 года в основной состав команды попал Данил «donk» Крышковец — рифлер, вставший на острие атаки. Снайпер состава, Дмитрий «sh1ro» Соколов, с самого начала играл роль второго плана. Он включается в раундах, где Крышковец не справляется, и берёт такие важные в формате MR12 клатчи. Поскольку ключом к успеху в первую очередь является Данил, Соколов может и раунд-другой провести без сигнатурного оружия и куда чаще имеет возможность засейвить, если ситуация повернулась плохо.

Стоит отметить, что sh1ro — это не просто снайпер, который где-то прячется по карте и выглядывает в решающий момент. Соколов чётко даёт о себе знать во время матча, отпугивая противников винтовкой, сковывая их движения. Таким образом он в «пассивном режиме» помогает главной звезде Team Spirit перемещаться по карте и щёлкать фраги. 

AWP любой ценой для molodoy

В составе FURIA вопрос с доступностью AWP решили радикальнее всего. Данил «molodoy» Голубенко получает винтовку, когда она ему нужна, и точка. Иногда для этого даже можно принести в жертву закуп другого игрока.

И это не просто фигура речи, такое происходит во время матчей. Например, на IEM Chengdu 2025 в решающем раунде второй карты матча против The MongolZ капитан FURIA, Габриэль «FalleN» Толедо, купил и отдал AWP в руки molodoy, а сам сыграл с MP9 и без брони. В том раунде Голубенко сделал эйс, и бразильская команда вскоре закончила матч победой. Эта победа во многом — заслуга доступности «авика» для молодого снайпера команды FURIA.

Мета без AWP — это хорошо или плохо?

Изменения, которые внесла CS2 в мету, скорее несут положительный эффект. Да, яркие флики и удачливые ноускопы выглядят эффектно, но годами в игре существовала чёткая иерархия — AWP это царь-винтовка, AK-47 всегда на почётном втором месте, а за третье место дерутся «эмка» и «дигл». Теперь же арсенал активно используемого оружия шире. Куда чаще в ход идёт MP9, и игроки даже иногда покупают XM1014. По сравнению со временами CS:GO, частота использования AWP упала примерно на четверть. Большее разнообразие стволов создаёт разнообразие ситуаций, а значит, играть и смотреть — интереснее. 

Была ли такая цель у разработчиков из Valve изначально или смерть AWP-меты — это побочный продукт развития игры — сейчас уже не важно. Важно лишь то, что в обновлённой мете «контры» геймплей стал интереснее, и от этого выиграли все.

Последние новости

Читайте также