«О том, что игрок пересел на “лавку” по психологическим причинам, редко пишут публично»: интервью с психологом VP Acаdemy

Несколько лет назад в киберспортивных командах появились штатные психологи. Мы решили разобраться, чем именно занимаются эти специалисты, и поговорили с Егором Карасёвым — психологом Virtus.pro Academy. В интервью OFFSTAGE он рассказал о работе киберспортивного психолога, выгорании игроков, путях к успеху и о том, действительно ли полезен ЗОЖ.
Давайте начнём с самого начала. Расскажите, пожалуйста, чем занимается психолог в киберспорте и зачем он нужен.
Вообще, психолог нужен для поддержания атмосферы в команде. Моя задача — чтобы всё было нормально, никто ни с кем не ссорился, чтобы все проблемы быстрее и спокойнее решались. Причем и в игре, и вне игры
А чем это тогда отличается от работы, например, психолога в компании или в университете, в школе?
У нас спортивная специфика. Например, я присутствую и на тестах, когда мы новых игроков отбираем. Сразу могу сказать, хорошо ли игрок будет входить в коллектив.
А как долго вы с Virtus.pro работаете?
В марте 2 года будет. Я сейчас работаю с молодёжными составами Future и Prodigy.
Расскажите поподробнее, как устроена ваша работа? То есть вы приходите на все отборы, игры, мероприятия какие-то? Может ли к вам подойти какой-то из игроков с какой-то проблемой и обсудить ее?
Основная часть — это работа с Prodigy составом. Я присутствую на играх, на тренировках, на буткемпах. Я с ними практически всегда, как и тренер. Они всегда сами могут подойти поговорить, обсудить любой запрос. Также как и игроки из Future, которые помладше, но я с ними не нахожусь постоянно.
Большая часть работы — это наблюдение за игроками и корректировка коммуникации во время игры. Решение сложностей и недоговоренностей с тренером, вопросов субординации.
Я слышала, что в западных командах, по-моему, у Astralis был menthal health couch, коуч по ментальному здоровью. Это похожая работа или чем-то отличается?
Я думаю, там немножко другая специфика, cкорее всего у них был какой-то обучающий курс на определённое время, а не постоянная работа. У нас все же другой подход.
А можно ещё уточнить подробности? Например, какой-то игрок в процессе игры грубо с другим обошёлся. И после матча вы подходите и говорите: «Нет, вот так нельзя было делать». Или как это выглядит?
Нужно просто донести до игрока, что это никакой пользы не приносит, и направить его мышление в правильное русло, чтобы он в следующий раз знал, как себя вести. Просто сказать, что это было не очень хорошо, это странно. Нужно объяснить, почему это плохо, как лучше было поступить, чтобы игрок действительно понял и осознал, что он делает не так, что это не несет каких-то положительных моментов в игру, а наоборот вносит деструктив.
Как игроки реагируют на такие комментарии? Они нормально к этому относятся?
Всегда нормально относится, если спокойно поговорить. И это делается обычно не в моменте, а после игры, когда все немножко подостыли. У нас практически всё записывается, мы пишем запись с TeamSpeak и потом её разбираем с игроками.
И соответственно, человек понимает, осознаёт и становится лучше, как правило.
Действительно похоже больше на школьного психолога, когда с тобой разбирают, как ты себя ведёшь с одноклассниками...
Так мы же в основном с детьми и работаем, поэтому похоже.
Вот я вообще хотела изначально поговорить про выгорание, но возможно у совсем молодых игроков еще нет такой проблемы. Насколько вы с этим явлением сталкиваетесь?
В спорте это достаточно глобальная проблема, но у молодых ребят она гораздо реже встречается, у нас проблем с этим не было. Думаю в детском спорте этого меньше, потому что дети все-таки очень мотивированы и для них все еще в новинку, все интересно.
А какие основные психологические проблемы у таких молодых игроков?
Допустим, проблемы, связанные с когнитивными особенностями. Кто-то сконцентрирован быть настолько в прицеле, что забывает информацию говорить. Кто-то, наоборот, расфокусирован и постоянно общается, но не может сконцентрироваться на прицеле в нужный момент. Разные бывают обстоятельства, которые мешают ребятам развиваться. Нужно просто решать эти проблемы. Возможно, делать дополнительные упражнения в свободное время.
Вместе с тренером мы прорабатываем эти моменты и стараемся найти выходы.
Как вообще на их дальнейшую жизнь влияет то, что они попадают в профессию очень рано? Это может стать проблемой?
На самом деле, профессиональный спорт всегда очень сильно влияет на ребёнка, потому что он больше времени тратит на спорт, вместо того, чтобы общаться с друзьями, родителями, и играть в футбол.
Но есть абсолютно разные ребята. Кто-то постоянно сидит дома и только играет в игру. Есть, наоборот, те, кто в свободный день идёт гулять с друзьями и его домой не загонишь. Поэтому тут всё зависит от ребенка, от родителей, от воспитания.
Мы советуем, чтобы в свободное время ребята отдыхали от CS и больше общались, проводили время с родственниками, играли футбол. Но ребята уже взрослые и сами принимают для себя решения, что им более комфортно и что важно в жизни.
Что в спортивной среде может быть опаснее всего для психики? Может быть, давление, что ты должен стать лучше всех? Ранняя публичность, которая тебя захватывает, просто очень плотный график тренировок?
В спорте есть такая вещь, как травмы. В киберспорте их меньше, хотя они тоже есть: спина, руки, особенно кисти. В футболе основная проблема — это посттравматические периоды, когда человек получил травму и нужно восстановиться, и он боится сильно ударить по мячу или наступить на ногу, если у него было что-то с ногой. В CS таких проблем нет.
Насчёт популярности — думаю, это схоже с обычным спортом. То же самое: появляется давление, критика. Я думаю, ставки гораздо сильнее влияют на психику в киберспорте, чем в спорте. И чаще люди «выписывают» игрокам за поражение, когда команда проиграла: начинают писать, что они проиграли ставку из-за них, или ещё что-то. Но просто нужно научить ребят, что не надо обращать на это внимание. Это пишут люди, скажем так, не совсем умные.
Нормальный человек никогда из-за ставки ничего никому не напишет. Если и делает ставку, то относится к этому спокойно. Поэтому тут, думаю, всё то же самое, как в обычном спорте. Просто нужно научить ребят не обращать внимания на такую критику.
То есть если критикует тренер, или кто-то из команды, то нужно думать, зачем это говорят. А если кто-то неизвестный что-то где-то написал, то просто не обращать внимания.
Как часто бывает, что на игроков обрушивается агрессивная критика в соцсетях?
Как только игрок выходит на приличный уровень, его начинают больше узнавать, и таких людей становится больше. Думаю, это пропорционально: примерно один человек из двухсот обязательно что-то неприятное напишет. Это могут быть подписчики в «Телеграм»-каналах, ВК — каждый двухсотый что-то «выпишет». Неприятно, конечно.
А дальше уже всё зависит от популярности игрока — чем она выше, тем больше такого происходит.
Есть ли разница между CS и Дотой в том, насколько часто встречается хейт, и насколько сами игры по-разному влияют на психику спортсменов?
Да, думаю, сильной разницы нет. Это две дисциплины, и у каждой свои особенности. Но в плане хейта — разницы почти нет. Проиграл — кто-то скажет что-то неприятное. Выиграл — всё равно можешь «заруинить кому-то ставку», и человек напишет гадость уже тебе лично. Даже если ты отыграл хорошо или победил, всё равно найдётся тот, кто напишет, какой ты плохой, просто потому что ему что-то не понравилось.
Потому что тот человек напишет и тем, кто проиграл, и тем, кто выиграл. И тем, и тем отпишут, что они ему жизнь заруинили. Поэтому просто надо быть к этому готовым — в любом спорте, в любом киберспорте. Такие люди появляются с ростом популярности, с ростом твоего уровня.
Eщё хотелось спросить про тренеров. Какая их роль в поддержании хорошего психологического состояния в команде? Вы, наверное, работаете в связке с ними?
Да, мы всегда работаем в связке. Тренер даёт им какие-то знания. И доносить информацию — это тоже искусство, и тренер должен понимать, как правильно всё объяснить, рассказать, чтобы это было и не слишком сложно, и не слишком просто — найти такую грань.
При этом тренеру нужно быть самому вовлечённым в процесс и, соответственно, спокойно общаться. Хотя, конечно, бывают эмоции: когда какой-то обидный раунд проиграли, когда что-то пошло не так. Но самое главное — сохранять самообладание. В работе с детьми это супер важно. И спокойно доносить информацию, обучать ребят.
Бывает такое, что, тренер заметил, что кто-то из игроков в последнее время очень грустный или нервный — и он просит вас обратить внимание и как-то повлиять?
Я в детали игры уходить не буду, но да, бывают разные ситуации. И тренер действительно иногда просит с игроком проработать какой-то конкретный момент. Как правило, мы общаемся про мышление, про определённые моменты в игре.
Есть, допустим, тильт — мы обсуждаем, почему человек тильтит, зачем он это делает, почему так не надо. Если человек осознаёт, он потихонечку это перебарывает. Со временем — это не по щелчку пальцев происходит. Нужно немного времени: первый день, второй день, третий, четвёртый… на пятый уже получше становится, на шестой ещё чуть получше. И потихоньку, за две недели, месяц человек выходит из этого.
Самая основная проблема у психолога в работе с любым человеком — помочь человеку понять проблему, иногда человек просто не осознает, что с ним происходит. И вот это самое главное: чтобы человек осознавал, что у него есть проблема, и что с ней нужно работать.
Потому что если он не понимает и не хочет исправляться, то тут уже никто не поможет.
Как вы работаете с менеджерами или другими сотрудниками, которые близко взаимодействуют с игроками? Если, скажем, менеджер в депрессии — влияет ли это на состояние игроков и на уровень игры?
На самом деле таких кейсов пока не было. У менеджеров коммуникация в основном идёт с тренером или руководством. Думаю, если у менеджера депрессия, игроки даже не узнают и не поймут этого. Встречи менеджера со всем составом — редкая история.
Если тренер, психолог, аналитик практически постоянно находятся с командой, то менеджер коммуницирует со всем составом примерно раз в месяц, когда идёт важный период или, наоборот, окончание этапа — когда нужно что-то обсудить, подвести итоги или перед сезоном поставить задачи, определить цели.
А в остальном коммуникация идёт уже между тренером и составом.
В киберспорте да и в обществе есть представление, что ходить к психологу стыдно. Замечали ли вы такое? Есть ли это до сих пор у киберспортсменов и у фанатов?
У нас в СНГ до сих пор такой менталитет, что к психологу люди идут неохотно — не так, как в Европе. Но потихонечку всё меняется: люди всё равно обращаются, психологи появляются и в киберспорте, и в спорте.
Я не считаю, что здесь есть что-то плохое. Если есть проблема, её можно решить. Тем более, если знаете хорошего специалиста — почему бы не сходить?
Другое дело, что многие психологи растягивают работу на множество сеансов — за то, что можно решить быстрее, ты переплачиваешь. Но в целом, если есть реальные проблемы, обращаться стоит. Просто важно понимать, нужен психолог или нет. Не всегда это очевидно, но чаще всего люди осознают это благодаря окружающим — кто-то подсказывает и это повод задуматься.
Были ли в киберспорте истории, когда кто-то из игроков уходил из профессиональной сцены из-за выгорания, депрессии или других ментальных проблем?
Полностью заканчивать карьеру из-за этого — возможно, такие случаи были, но, скорее всего, не на тир-1 уровне. На тир-1 работают психологи, и даже если проблемы влияют на игру, вряд ли дело доходит до полного ухода.
Если такие случаи и бывают, их почти всегда скрывают — и от СМИ, и от фанатов. Если игрок по психологическим причинам пересел на «лавку» или сделал паузу, об этом редко пишут публично.
Это негативно влияет и на репутацию организации, и на самого игрока: даже если он восстановится, на рынке к нему уже будет другое отношение. Поэтому такие истории официально практически не публикуют.
Мы упомянули в начале, что во взрослом киберспорте больше выгорания. Есть ли общие практики, как с ним бороться? Может, какие-то подходы из спорта или примеры западных команд?
Если базово, то главное — найти причину выгорания. Это может быть монотонность, внешние факторы, перегруз. Когда причина ясна, её можно проработать: сменить подход к тренировкам, внести что-то новое.
Многие пять лет тренируются по одной и той же схеме. Иногда достаточно мелочей: сменить прицел, настройки, разрешение, поставить новый скин или нож. Это кажется смешным, но игра начинает восприниматься по-другому, появляется интерес.
То есть важно менять то, что приводит к выгоранию — если это возможно.
А насколько на игру и состояние влияет базовый ЗОЖ — сон, вода, питание?
Это важно и для обычного человека, и для спортсмена. Если игрок не выспался, у него падает реакция и внимание. То же с питанием и физической активностью: всё влияет. Может быть, это не 100%, но 5–10% — точно.
У нас были случаи, когда приходилось бороться со сном: ребята писали, когда легли, когда проснулись, чтобы выровнять режим. На буткемпах мы делаем так, чтобы они спали 8–9 часов. Девятый час — на телефон перед сном, а восемь — полноценный сон.
Как в летнем лагере.
Да, потому что это дети. Если они дома, то ответственность и на родителях. Мы с ними обсуждаем, что режим, сон и питание влияют на результат — пусть и не на 100%, но существенно.
Можно вообще построить карьеру в киберспорте без выгорания?
Всё зависит от человека. Есть сверхмотивированные игроки, которые горят процессом. Конечно, моменты усталости бывают у всех, но это не выгорание. Отдохнул, поел, погулял — и желание вернулось. До выгорания доводит только длительное влияние негативных факторов.
Большинство профессиональных игроков, думаю, до настоящего выгорания не доходили.
А как отличить выгорание от того, что просто этап в жизни прошёл и пора делать что-то другое?
После выгорания люди часто меняют сферу деятельности — но это зависит от причины. Если выгорание связано с самим процессом (постоянные тренировки, соревнования), то, возможно, стоит менять сферу. Если причина в какой-то конкретной части тренировок, которую можно изменить, тогда достаточно корректировки.
Что бы вы сказали 13-летнему игроку, который мечтает попасть в академию и говорит, что будет тренироваться 24/7?
Так говорят процентов 90 ребят. Я могу только посоветовать: тренируйтесь, набирайте уровень. Если результаты будут высокими, мы посмотрим, протестируем.
А если он говорит: «Не гуляю, не занимаюсь спортом, не учусь — только играю». Это нормально?
В разумной степени — да, многие горят игрой и готовы много работать. Чтобы попасть хотя бы в академический состав, нужно потратить время. Но, конечно, никто не говорит «не есть, не пить». У всех адекватность есть.
Проблема в том, что сегодня он горит, завтра горит, через месяц не получается — и он уходит. Такое бывает часто.
Я скорее про то, что он не соблюдает баланс и не понимает, что жизнь шире, чем одна цель.
В любом случае спорт и киберспорт — риск. До высокого уровня доходят единицы. Это должны понимать и сам игрок, и родители. Иногда человек два года сидит на одном уровне — значит, не хватает либо трудолюбия, либо таланта.
Чтобы попасть на хороший уровень, нужно совпадение: и удача, и упорство, и природный навык, и хороший тренер, и сильная команда вокруг. Факторов много. И очень часто талантливые 16-летние игроки к 20 годам стоят на месте. Такое встречается часто и в спорте, и в киберспорте.
И последний вопрос: что бы вы изменили в киберспорте или в организациях, чтобы игрокам было психологически легче?
Сложный вопрос. В киберспорте много разных структур: организации, федерации, разные форматы турниров, разные подходы к формированию команд и тренерского штаба. Глобально ответить трудно — нужно обсуждать каждую отдельную сферу.
Если говорить про организации, то, по возможности, психолог должен быть. Но есть команды-миксы, которые собирают игроков из региона на неделю для участия в Кубке или Чемпионате страны. И как за неделю психолог может повлиять? За такое время он только познакомится с игроками.
У таких команд цикл подготовки короткий, и их большинство. Поэтому универсального решения нет.
Последние новости