Постоянные смены составов и трагическая гибель звезды — история организации mousesports

Сочетание немецкой точности и «рок-н-ролльного» духа, победы на турнирах и желание воспитывать молодых игроков — всё это формирует философию и принципы MOUZ.

Сейчас состав немецкой организации по CS2 находится на пятом месте в рейтинге HLTV, а состав по Dota 2 входит в топ-6 уже на втором крупном турнире после The International. Кажется, мы наблюдаем один из лучших периодов в истории клуба, но за свою 23-летнюю историю он пережил многое. Вспоминаем, как появилась и менялась команда mousesports.

Начало и первые успехи

Берлин, 2002 год, интернет-кафе «Центр Киберспорта». Пять любителей Counter-Strike 1.6 собрались для участия в местных турнирах, вскоре они назовут себя «mousesports». Состав команды:

  • Джонас «Johnny R.» Боллак
  • Роман «Roman R.» Рейнхардт
  • Daniel
  • Нильс «Niels K.» Каровский
  • Себастьян «silencer» Швейцер

Название отражает киберспортивную составляющую — немцы описывали себя как спортсменов, которые действуют с «мышкой». 

На первом задокументированном турнире, CPL Europe Cologne, ребята заняли 7-8-е место, проиграв в плей-офф SK.ger со счётом 17:19. После этого состав впервые слегка изменился, а лучшим результатом в 2002 году стала победа на ESL Pro Series: Germany - Season 1, за которую команда получила €15 000 призовых. 

Следующие два года mousesports часто меняла игроков — в целом, вся история организации описывается мемом из мультфильма «Котопёс» (или из «Симпсонов», если они вам ближе, но для этой истории логичнее будет уходящий мышонок) — немногие задерживались в команде на долгий период. Что роднит первые составы — это гражданство участников, все они были из Германии или Австрии. Иностранцы появились только в 2005 году — ими стали нидерландец Ян Виллем «bishop» Кох и турок Ясин «y4sin» Кованчи, они сыграли за клуб на World e-Sports Masters, который прошёл в Южной Корее. 

Постоянное участие в топ-турнирах закрепило статус mousesports, и она стала одной из семи основательниц федерации G7 Teams, которую создали для развития и популяризации киберспорта. В состав федерации вошли: 

  • 4 Kings (Великобритания),
  • Made in Brazil (Бразилия),
  • mousesports и SK Gaming (Германия),
  • Team 3D (США),
  • Fnatic (Великобритания),
  • Ninjas in Pyjamas (Швеция).

У G7 был собственный рейтинг по нескольким дисциплинам — Counter-Strike, Quake Live и WarCraft III, — он перестал обновляться 12 июля 2010 года. Согласно последнему изменению, mousesports занимала шестое место по CS.

Состав по Counter-Strike 1.6 у клуба действовал до апреля 2012 года, за него даже успели поиграть Дэнни «zonic» Соренсен и Финн «karrigan» Андерсен. В 2011-12-х годах mousesports, как и всё комьюнити, постепенно переходила из CS 1.6 в CS:GO, но также участвовала и в турнирах по Counter-Strike: Source. Недолгое время у организации даже было два состава: mousesports.int с игроками из Великобритании и немецкий ростер mousesports.de. Но в будущее взяли не всех, и первые месяцы в новой версии игры «мыши» проводили только с британским составом.

В конце 2012-го клуб откатился до своего стандарта, и весь состав снова сформировали только из немцев. Правда лишь на пару месяцев, вскоре к ним вновь присоединился karrigan, но это уже другая история.

Успели себя проявить mousesports и в вопросе гендерного равенства — в 2006-м клуб впервые собрал женский состав по CS 1.6. Первые три года немецкие девушки не показывали значимых результатов, а игроки часто ротировались, но всё изменилось в 2009-м, когда команду сформировали из российских киберспортсменок. Они принесли первые победы для организации, а затем полностью перешли в Virtus.pro Female.

Трагедия cyx

В версии 1.6 клубу не хватало крупной и значимой победы, чтобы закрепить силу немецкого CS, пока в 2007-м к составу не присоединился германо-македонец Антонио «cyx» Данилоски, который в 17 лет считался одним из самых перспективных игроков Европы. Антонио впервые включил Counter-Strike в 2004 году, а уже в 2006-м дебютировал на про-сцене. Подросток сразу показал высокий уровень, и вскоре его забрали в другой коллектив, а затем — в ещё один; после нескольких переходов юноша оказался в mousesports. 

В конце 2007 года Антонио выиграл MYM QCUP — турнир 1х1 среди лучших CS-игроков того времени: GeT_RiGhT, TaZ, threat и других. За это юный немец получил €1 000 призовых, а сама победа ознаменовала старт «золотого периода» в истории организации. 

В марте 2008 года в Ганновере прошёл Intel Extreme Masters Season II — один из самых престижных турниров по сей день. mousesports уверенно выступила на групповом этапе, но в плей-офф проиграла Team ALTERNATE и попала в нижнюю сетку. По «лузерам» немецкая команда добралась до финала, в котором победила со счётом 2:1 коллектив e-STRO из Южной Кореи — это была первая и единственная победа команды из Германии на Major в CS 1.6.

«Влияние, которое cyx оказал на немецкую сцену, было довольно значимым. Это парень, благодаря которому Германия выиграла свой единственный Major-турнир по Counter-Strike 1.6. Подумайте, кто лучший немецкий игрок? Есть nex [Йоханнес «nex» Магет. — Прим. ред.], но не так много имён [появилось] с тех пор», — говорил в 2016 году аналитик Дункан «Thorin» Шилдс.

После IEM Season II cyx и команда выиграли ещё несколько турниров, в том числе престижный IEM III Global Challenge Dubai, а сам Антонио в конце года получил премию eSports Award в номинации «Прорыв года». Всего за 2008 год призовые mousesports составили $147 тыс. 

2009-й вышел уже менее удачным, поэтому следующий год «мыши» хотели вновь провести на вершине. И всё началось неплохо — они победили на IEM IV European Championship Finals, а летом должны были отправиться на IEM5 Global Challenge Shanghai и бороться за очередной трофей. 28 июля все игроки полетели в Шанхай, а cyx не успел на самолёт, поэтому вылететь планировал на следующий день — но по пути домой у автомобиля 20-летнего Антонио лопнули шины, и он попал в аварию. В ней игрок погиб, mousesports снялась с турнира, а сцена потеряла одну из главных звёзд того времени.

«Если вы посмотрите на траекторию его карьеры как индивидуального игрока, то он был на пике в тот момент [когда случилась авария], cyx находился на лучшем уровне [игры], на котором когда-либо был», — Thorin, аналитик.

Трагедия пошатнула организацию — по словам Яна Доминикуса, директора по развитию бизнеса в mousesports, рост клуба на несколько лет «замедлился», и возвращение к норме началось только в середине 2010-х.

Dota-состав и развитие игроков

Впервые состав по DotA у mousesports появился в 2007-м тогда организация подписала стак Back to Basics. За два года через клуб прошли Куро «KuroKy» Салехи Тахасоми, Троелс «SyndereN» Нильсен, Джеспер «Mirakel» Нюлен и другие игроки, но в 2009-м «мыши» отказались от состава в этой дисциплине из-за нехватки профессионализма в индустрии.

После первого The International по уже Dota 2 mousesports вернулась с новым ростером. За год он несколько раз преобразился, и на второй TI «мыши» приехали следующей пятёркой игроков: 

  • Доминик «Black^» Рейтмайер
  • Вейсинг «SingSing» Юань
  • Алаан «SexyBamboe» Фарадж
  • Тибан «1437» Сива
  • Куро «KuroKy» Салехи Тахасоми

Результаты команды на втором TI — 13-16-е место — разочаровали владельцев, и они опять отказались от состава в Dota 2. Правда уже совсем скоро вернулись, но уже с полностью немецким лайнапом — так, во второй раз за клуб начал играть Black^. На третьем The International результат вновь был печальный для руководства — то же 13-16-е место.

Осенью 2013-го состав пересобрали с нуля, теперь в нём числились один немец и четыре датчанина, но команда продержалась недолго — в начале 2014 года клуб представил новый ростер — на этот раз интернациональный. И с третьей попытки «мыши» выдали лучший результат на TI — 11-12-е место. В 2015 году mousesports за несколько месяцев до главного турнира года вновь подписала состав с Black^, но он не отобрался на The International — после этого организация на два года покинула дисциплину. 

Возвращение состоялось в 2017 году, когда mousesports подписала греческую Ad Finem после её успешного выступления на The Boston Major. На том турнире команда сенсационно вышла в финал, но проиграла OG. В конце года с греками разорвали контракт — и началась самая долгая пауза в отношениях между Dota 2 и немецким клубом.

Только в 2024 году, спустя семь лет, уже после ребрендинга MOUZ подписала свой новый, экспериментальный состав. Больших побед он не добился — в успехи можно засчитать только выигранный Dota 2 World Invitationals — небольшое, но пополнение в копилке трофеев. Вскоре от этой пятёрки отказались. В 2025 году у «мышей» было уже два ростера: первый продержался пару месяцев, второй — сейчас выступает и, кажется, готовится стать топ-командой.

За 14 лет в mousesports поиграли многие будущие легенды дисциплины и победители The International, — это вписывается в концепцию организации, про которую рассказывал Ян Доминикус:

«Наш фокус — развитие игроков. Мы хотим помогать талантам расти, создавать сильные составы, а не просто подписывать звёзд», — Ян Доминикус, директор по развитию бизнеса.

Главный символ «мышей» в Dota 2 — Black^, который сыграл за mousesports 388 карт — больше, чем кто-либо ещё, а составы с ним дважды отбирались на The International.

Бизнес и MOUZ 

Чтобы организация проработала больше 20 лет и осталась успешной, важны и результаты, и построение крепкого бизнеса — MOUZ старается сохранять фокус на оба эти направления. Сейчас у клуба пять генеральных партнёров, среди которых есть HanseMerkur, государственная страховая компания, и BMW M Motorsport — например, команда в дисциплине RENNSPORT (гоночный симулятор) даже называлась раньше BMW M Team MOUZ.

Но началось строительство империи ещё в 2007 году, тогда mousesports приобрела Nihilum — ведущую гильдию по World of Warcraft, она стала дочерней структурой немецкого клуба и получила название «Nihilum: Mousesports MMO». Но уже осенью 2008-го организации разошлись — а Nihilum объединилась с SK Gaming.

mousesports и SK Gaming сравнивают на родине, как два ведущих и старых киберспортивных клуба Германии, но о разнице между ними рассказал Ян Доминикус:

«SK стала более “корпоративной” — ориентируется на крупные бренды и стабильные партнёрства. Мы же более “рок-н-ролльные” — живём эмоциями, матчами, фанами. Нам ближе энергия, драйв, чуть больше свободы». 

Именно mousesports привела в киберспорт Vodafone — одного из крупнейших операторов сотовой связи в Европе. Компания была генеральным спонсором «мышей», их сотрудничество продолжалось больше четырёх лет. Позже Vodafone закрепилась в киберспорте — она стала премиум-партнёром ESL, а в 2018 году испанская организация Giants Gaming с составами по League of Legends, Call of Duty и другим играм сменила название на Vodafone Giants.

Для mousesports важно стать частью повседневной жизни фанатов, поэтому она коллабилась с производителем одежды SNIPES. Своё партнёрство они презентовали роликом в стиле аниме— а сам бренд стал экипировщиком формы для команды.

«Да, иногда сложно [сотрудничать со SNIPES] — у них производственные циклы, как у модных брендов, а у нас партнёры и турниры меняются каждые несколько месяцев. Но всё равно это была крутая синергия, и коллекции пользовались успехом у комьюнити», — Ян Доминикус.

В 2020-м у mousesports началась стратегия под названием «Maus World», её цель — создать в Гамбурге собственный центр с тренировочной базой и местом для болельщиков. И в 2024 году клуб показал штаб-квартиру, которая занимает три этажа общей площадью 1 400 кв. метров. Сейчас здесь играет CS-состав — а ещё сюда можно прийти поболеть за своих любимчиков или арендовать помещение для конференций. 

В 2021 году mousesports провела ребрендинг — клуб стал называться MOUZ, логотип привели к современным стандартам, сделав его минималистичнее и диджитальнее. Команда вошла в третье десятилетие с новым дыханием:

«Мы знали, что как только начнём работу над логотипом, то затронем что-то важное для многих людей. Но с другой, профессиональной стороны, было очевидно, что предыдущий логотип устарел», — Хеннинг Отто, креативный директор дизайн-агентства EIGA. 

Заключение

История MOUZ — это смесь романтики и профессионального подхода, проект, который начался с объединения пяти друзей, вырос до большого бизнеса — суммарные призовые клуба, по данным Esports Earnings, больше $9 млн. При этом по пути были и трагедии, и успехи, но сейчас, кажется, клуб вновь находится на подъёме. 

Последние новости

Читайте также