
XomA про киберспорт в начале века: «Все смотрели на нас, как на непонятных ребят, которые занимаются чем-то непонятным и тратят своё время в никуда»

На Majestic LanDaLan #3 мы пообщались с Андреем «XomA» Мироненко. В интервью для OFFSTAGE тренер Nemiga Gaming поделился тонкостями своей работы, рассказал подробнее про ситуацию с 9Pandas на мейджоре, подчеркнул разницу между тир-3 и тир-1 и расписал планы на дальнейшую карьеру.
Твоя тренерская карьера достаточно длинная, и о ней мы ещё успеем поговорить. Начать хочется именно с карьеры игрока: когда ты познакомился с CS и как это было?
Познакомился с CS ещё в далёком 2003 году, когда мне было 13 лет, тогда я уже начал играть, а сама карьера стартовала где-то в 14 лет. Было много прикольных моментов, например, мы прошли на ESWC, когда мне не было 16 лет — пришлось искать замену. Тогда ещё было непонятно, во что может вырасти киберспорт, поэтому я пошёл получать высшее образование. В какой-то момент заметил, что сфера CS очень сильно выросла, поэтому решил вернуться.
Насколько сложно было объяснить людям в 2000-х годах, что киберспорт – это перспективно?
Я бы сказал, что невозможно. Все смотрели на нас, как на непонятных ребят, которые занимаются чем-то непонятным и тратят своё время в никуда. Это было логично, потому что зарплаты и призовые в те времена были слишком маленькими, никто не мог и предположить, что это дело так сильно вырастет.
В какой момент игроку приходит осознание, что пора стать тренером?
Далеко не каждый игрок захочет становиться тренером, так как это не самая приятная работа. Ты становишься своего рода няней для пяти людей. Кто-то к концу карьеры понимает, что ему хватит CS, и он всего достиг, а кто-то ещё хочет быть в игре и получать трофеи, поэтому и выбирает роль тренера.
Каков должен быть алгоритм действий человека, который захотел стать тренером? Где себя проявить и где себя показать?
Проще конечно, если у тебя есть какой-то бэкграунд. Если без него, то нужно, наверное, искать молодых игроков, собирать их вместе и тренировать: подготавливать, доносить свои идеи и выстраивать вокруг этого игру. Если твои идеи работают, то это принесёт свои плоды.
Ты был тренером огромного количества коллективов тир-3 уровня. Чего там не хватает ребятам для того, чтобы поднять уровень игры и выйти куда-то дальше?
Сейчас идёт такая тенденция, что стрелять и кидать гранаты умеют абсолютно все, а вот взаимодействовать с партнёрами по команде и быть с ними на одной волне — нет, именно в это всё и упирается. Игрокам на тир-3 не хватает именно опыта, но проблема в том, что на их уровне очень сложно его приобрести: на тир-3 все играют рандомно, происходит хаос, а среди него очень сложно набраться понимания правильной игры.
Есть ли разница в тренировочном процессе между коллективами тир-3 и тир-1 уровня? Если да, то в чём её причина?
Разница есть, и она очень простая: у тир-1 команд нет времени тренироваться. Например, когда я был в VP, за три месяца у нас было десять тренировочных дней — это очень мало. И дело не в том, что отсутствовало желание тренироваться — мы очень хотели, но всё время уходило на перелёты, турниры и медиа-дни.
Насколько, по-твоему мнению, игра команды зависит от тренера?
Если рассматривать сам процесс турнира, когда команда сидит и играет, а тренер появляется только на паузах и между игр, то думаю где-то на 10%. Если говорить о тренировочном процессе между турнирами, когда тренер вместе с капитаном выстраивают общую структуру команды, то думаю на все 90%.
Если в команде тир-2 или тир-3 уровня появляется сильный перспективный игрок, то его переход в более серьёзный коллектив – вопрос времени. Не обидно ли тренировать игроков, которые с большей вероятностью при первой возможности перейдут в другую команду?
Обидно, конечно. Эта история всегда неприятна и мы пытаемся с ней бороться, иногда игроки не особо хотят переходить, если им всё нравится в текущей команде, но, как вы сами должны понимать, мешки с деньгами никто не отменял.
Как тогда вообще выстраивать состав с осознанием, что раскрывшихся игроков заберут?
Для начала нужно создать сплочённый коллектив, в котором никто и не захочет расходиться — это самый важный момент. Ну и опять же, если заберут перспективного игрока, то оставят за него деньги. Если правильно их распределить и понять, какой именно игрок тебе нужен, то всегда можно найти достойную замену.
Самый долгий период твоей тренерской карьеры пришёлся на 9Pandas, а самой громкой историей стал пропуск мейджора в Копенгагене из-за визовых проблем. Какие чувства были в тот момент?
Мы тогда прошли все стадии от надежды до принятия. Последняя надежда была, когда мы ходили в посольство много дней подряд и надеялись, что чудом сможем вытащить паспорта и успеть приехать. В момент, когда мы поняли, что шансов не осталось, было ощущение глубокой травмы, как будто жить не хотелось. Все резко замолчали и ушли в себя, дня три была полная тишина. Со временем все поняли, что надо двигаться вперёд, что на этом наша жизнь не заканчивается.
Может ли вообще такое событие выбить игрока из колеи настолько, что он просто морально не вернётся к уверенной игре в CS?
Мне кажется, что это вполне возможно. Слава богу с нами этого не произошло, для этого команда тогда собралась вместе и поехала на сборы, отдохнула и перезагрузилась, там все поняли, что нужно просто продолжать работать дальше.
Давай перейдём к актуальному этапу твоей карьеры — ты стал тренером Nemiga Gaming. Это команда с довольно сильными игроками, которая показала отличные результаты и на последнем мейджоре, и в принципе на дистанции. Какие цели ты уже успел поставить на этот сезон?
Я пришёл в то время, когда на тренировки особо нет времени, потому что идёт турнир за турниром. Тем не менее цели максимально простые: к следующему мейджору укрепиться в топ-20, чтобы точно на него пройти.
С твоим приходом изменится ли игра Nemiga, или вы будете продолжать развивать то, что уже наработано?
Однозначно изменится! Пока что я ещё смотрю, максимум немного изменяю, то есть придерживаюсь старых наработок. Но со временем однозначно буду вводить много чего нового и постепенно игра будет меняться.
Ты уже 20 лет занимаешься CS — это очень долго. Каким образом ты ещё не устал от игры? Что помогает от неё отдыхать?
У меня нет времени отдохнуть от CS, даже когда я не тренирую, постоянно сижу на студиях или ещё где-то. Я просто люблю эту игру и, пока не достигну каких-то результатов, не хочу останавливаться.
Каких именно результатов ты ещё хочешь достигнуть?
Банально, но хотелось бы победить на мейджоре, но главная цель — создать коллектив, который оставит какой-то след в киберспорте.
Последние новости