Женский киберспорт в CS2: достижения, проблемы и перспективы

В январе этого года организация NAVI закрыла свой женский состав по Counter-Strike 2. Причиной закрытия, по словам менеджмента организации, стала нестабильность сцены и невозможность строить планы. При этом NAVI Javelins была одной из сильнейших команд! Значит ли это, что женскому киберспорту в CS 2 конец? Не совсем. Разбираемся в текущем положении дел и пытаемся понять, какие перспективы ждут сцену в будущем.
Женский киберспорт в CS 2 — что это?
В CS 2 к составам команд нет требований по гендеру или полу. Но на практике смешанные коллективы встречаются крайне редко, и профессиональная сцена де-факто поделена на мужскую и женскую части. Первые женские турниры по «контре» начали проводить почти двадцать пять лет назад, и такое разделение сохраняется до сих пор.
Сегодня в CS 2 женский киберспорт — это отдельная экосистема со своими турнирами, командами, наградами, премиями и достижениями. К сожалению, она сопряжена с целым ворохом собственных проблем.
Главные достижения женской сцены в CS 2
Начнём с хорошего. За последние годы женский киберспорт сделал несколько важных шагов в своём развитии, и сейчас всё выглядит лучше, чем каких-то пять лет назад. Пожалуй, самым большим успехом стал запуск ESL Impact в 2022 году — это серия крупных турниров с призовым фондом от $100 000, проводимая регулярно и в разных регионах.

Всего на данный момент состоялось семь сезонов турнира, а в этом году пройдёт восьмой. Каждый сезон ESL Impact поделён на два этапа:
- региональные соревнования, включающие европейский, североамериканский и южноамериканский дивизионы;
- финальный LAN-ивент.
Важность турниров для профессиональной сцены можно понять, посмотрев на результаты финалов — там то и дело встречаются теги вроде FURIA Female, NIP Impact и Imperial Female. Благодаря регулярности и престижности турниров, профессиональная сцена становится крепче и привлекает крупные организации. Это очень важно для её развития.
Ещё одним успехом стало выступление Imperial Female на IEM Katowice 2025. Туда команда отобралась по очкам VRS и сразу привлекла внимание сообщества. Хотя результат на турнире был скромным, выступление позволило выделить женский киберспорт в CS 2. Кроме игры на турнире в Катовице, Imperial Female также побывала на PGL Cluj-Napoca 2025, YGames PRO Series 2025 и ещё нескольких соревнованиях. Хотя побед достичь не получилось, команда показала хорошую игру — например, на равных сыграла с NAVI на BLAST Bounty 2025 Season 1.
Imperial Female далеко не единственный сильный женский состав по CS 2. Конкуренцию ему могут составить другие сильные коллективы:
- BIG EQUIPA;
- FlyQuest RED;
- FURIA Female;
- Ghost Gaming;
- Imperial Female;
- Let Her Cook;
- MIBR Female;
- NIP Impact.
Последнее по счёту, но не по важности достижение — общий рост популярности. Нагляднее всего это видно по динамике количества зрителей ESL Impact League. Во втором или третьем сезоне на пике количество зрителей едва достигало 10 000 человек. В шестом сезоне за матчами наблюдало 15 000 зрителей в пике. Стабильный рост интереса к матчам — ещё один безусловный успех для сцены в CS 2 за последние годы.
А какие проблемы?
Несмотря на успехи, женская сцена сталкивается с серьёзными вызовами. К главным проблемам можно отнести:
- Низкий интерес со стороны спонсоров. Призовые турниров значительно ниже, как и финансирование команд. По сравнению с крупнейшими турнирами, такими как IEM Cologne или BLAST Premier: World Final 2024, у женских турниров в разы меньше зрителей.
- Поддержка Valve. Издатель и разработчик CS 2 не проявляет особого интереса к развитию направления.
- Обособленный статус. Турниры ESL Impact — это отличная инициатива, но они проходят отдельно от остальных ивентов. Другие соревнования тоже почти не пересекаются — женские турниры проводятся отдельно и зачастую в онлайн-формате.
Из этих трёх причин формируется порочный круг. Девушки не играют на крупных турнирах, потому что не могут пройти квалификацию по VRS-очкам. VRS-очки не удаётся набрать на женских турнирах — низкие призовые не дают возможности даже лучшим командам заработать поинты для инвайта на крупные соревнования. Нет инвайтов — нет и зрителей, а без зрителей нет спонсоров. Нет спонсоров — турниры имеют небольшой призовой фонд, и спираль делает новый виток.
Именно поэтому организации вроде NAVI закрывают свои составы. Содержать такие команды нерентабельно, а развивать женскую профессиональную сцену без максимальной поддержки со стороны Valve — слишком рискованное занятие.
CS 2 в сравнении с другими дисциплинами
Чтобы лучше понять текущую ситуацию, стоит провести параллели с другими дисциплинами. В Valorant есть лига VCT Game Changers, которая:
- проводится при прямой поддержке Riot Games;
- длится почти круглый год;
- в финальной стадии турнира разыгрывается $500 000.
Зрителей у матчей лиги заметно больше, по сравнению с Counter-Strike 2: игры смотрят в два-три раза больше фанатов.

Такая ситуация не только в Valorant. Например, в дисциплине Mobile Legends: Bang Bang тоже есть женские турниры с крупным призовым фондом. В рамках Esports World Cup 2025 прошёл MLBB Women's Invitational 2025 — соревнование для женских команд, где у Natus Vincere было сразу два состава. Это разительный контраст на фоне отсутствия женских составов по CS2 у «рождённых побеждать».
Какие перспективы на 2026 год?
На следующий год у женской профессиональной сцены в CS 2 есть как перспективы для роста, так и проблемы, требующие решения. Valve вряд ли включит форсаж в вопросе поддержки сцены, и уход крупных организаций и устоявшихся команд, вроде NAVI Javelins или Nigma Galaxy, не внушает веру в быстрый рост и привлечение спонсоров.
- Читайте также: В Wildcard ужасный менеджмент. 3 примера ошибочных решений
В то же время ESL Impact продолжается. Сезон за сезоном турнир привлекает больше зрителей и по размеру призовых вполне может соперничать с обычными тир-2 ивентами. При этом у команд вроде FURIA Female или Imperial Female есть регулярные зрители и фанаты — свидетельство того, что женский киберспорт в CS2 может быть успешным и привлекать внимание.
Сейчас женская профессиональная сцена зависла в собственном «лимбо». Она существует отдельно от мужской и развивается по своему пути. На этом пути много рисков и проблем, например, нехватка турниров. Но если к развитию сцены присоединится ещё один турнирный оператор, вроде PGL, — это может дать толчок. А пока можно лишь подтвердить слова менеджмента NAVI — неустойчивость сцены не позволяет строить долгосрочные планы, и эту проблему нужно решать.
Фото — FURIA.