Valve и лутбоксы: как компания адаптируется к антигемблинговым законам

Valve — компания-инноватор в сфере лутбоксов. Уже больше пятнадцати лет в её играх есть коробки со случайным содержимым, которые можно открыть, потратив реальные деньги. Но в последние годы разработчик пытается уйти от столь очевидной связи с механиками казино. Например, многие связывают недавние обновления в Counter-Strike 2, выпуск терминала «Генезис» и новые правила контрактов обмена именно с этим. Так ли это? Давайте исследуем историю Valve в борьбе с законодательством об азартных играх и выясним — могут ли недавние обновления обезопасить компанию от обвинений со стороны властей.

Лутбоксы Valve: от TF2 до CS2

Компания Valve не была первой, кто добавил в игры коробки со случайным содержимым, но она всё равно заслуженно считается одним из главных драйверов индустрии. Всё началось с появления Mann Co. Supply Crate в игре Team Fortress 2 — это произошло в конце сентября 2010 года.

Эксперимент оказался крайне удачным — лутбоксы в TF2 быстро приобрели популярность. Игроки с радостью открывали их, обменивали предметы, и вскоре сформировался рынок и сообщество вокруг косметических предметов. Разработчики из Valve не остановились на одной игре, через некоторое время ящики появились и в других играх компании:

  • CS:GO, а теперь и CS2;
  • Dota 2;
  • Artifact.

Важно отметить, что лутбоксы не просто помогли компании извлечь дополнительные средства от игроков — благодаря им Team Fortress 2 перешла на бесплатную модель распространения; бесплатными также стали Dota 2 и CS:GO. Ситуация казалась беспроигрышной: у игроков есть бесплатная игра, у компании растут доходы, а всё это спонсируется фанатами косметики и лутбоксов. Впрочем, проблемы такого подхода не заставили себя ждать.

Кейсы вне закона

В начале 2010-х годов многие игровые издатели и разработчики стали добавлять лутбоксы в свои игры. Вскоре это привлекло внимание властей, ведь кейсы и подобные механики были подозрительно похожи на рулетку в казино. Для Valve первым серьёзным вызовом стало дело МакЛеода.

В 2016 году Майкл Джон МакЛеод подал в суд на компанию. В качестве претензии — пособничество в работе подпольных казино со стороны Valve. Его обвинение строилось на том, что скины из CS:GO и Dota 2 можно использовать в качестве «фишек» для ставок на сайтах вроде CSGO Lounge.

Суд разобрался. Valve вышла сухой из воды, ведь, по мнению юристов, скины — это не деньги, а сторонние площадки были неподконтрольны компании. Но у процесса были и другие последствия: после выдвинутых обвинений предприятие Гейба Ньюэлла разослало письма 20 сайтам с требованием прекратить деятельность.

Сканеры для французов

Случай с МакЛеодом был лишь первым в списке. Через несколько лет Valve столкнулась с законодательными требованиями со стороны стран ЕС — Франции, Бельгии и Нидерландов. Хотя у каждой из них были свои условия в законах, кейсы их так или иначе нарушали.

Показательный пример — обход законодательных ограничений во Франции. По закону проводить азартные игры можно только при наличии лицензии, а у Valve её, естественно, не было. При этом лутбоксы находились в серой зоне, но правительство страны потребовало устранить неоднозначность результата при открытии кейса.

Чтобы соответствовать требованиям, разработчики CS:GO внедрили простой алгоритм:

  • игрокам из Франции доступен специальный сканер;
  • при открытии кейса сканер показывает содержимое кейса перед открытием;
  • после этого игрок волен забрать содержимое или отказаться от открытия целиком.

Хитрость метода заключалась в том, что в сканере одновременно мог быть только один кейс. То есть, просканировав лутбокс, нельзя посмотреть ещё один, пока сканер занят. Освободить его можно, только открыв лутбокс. Формально такой подход не нарушает законодательства, но де-факто сохраняет элемент случайности и азарта.

Кстати, в недавно добавленном терминале «Генезис» используется похожая система. Использовать терминал можно бесплатно. После использования игра предложит пять случайных скинов, которые можно купить за средства на балансе Steam. Если отказаться от всех пяти скинов, терминал уничтожается.

Фактически игрок всегда видит, что он получит из терминала. Но вот что ему предложит игра — выбирается случайно. Как и сканер, терминалы обходят антигемблинговое законодательство, де-факто сохраняя элемент случайности.

Магазин Armory

Ещё одним приёмом для соответствия антигемблинговому законодательству стал внутриигровой магазин Armory. Технически, средства на балансе Steam — это не деньги. Их нельзя вывести, и потратить можно только на ассортимент цифровых товаров. Но, кроме игр, в Steam можно приобрести, например, Steam Deck — реальную консоль, которую можно продать или обменять.

Чтобы избежать потенциальных проблем с этим и ещё больше отдалиться от лутбоксов, Valve добавила в CS2 магазин Armory. В нём игрок тратит не деньги, а «звёзды» — специальную валюту, которую можно заработать, купив пропуск в магазин. Сам пропуск стоит 16 долларов и даёт возможность заработать 40 звёзд. Эти звёзды можно обменять на награды из магазина. Такая дополнительная прослойка в виде внутриигровой валюты позволяет магазину работать во Франции, Бельгии и Нидерландах, не нарушая законодательства.

Новые контракты тоже против лутбоксов?

На этой неделе Valve обновила правила работы контрактов обмена. Что именно поменялось, мы разбирали в этом материале, но один аспект стоит рассмотреть ещё раз. Энтузиасты рынка скинов отметили, что обновление сработало в двух направлениях:

  • Во-первых, почти все скины теперь попадают под лимиты торговли на площадке Steam. Если раньше были ножи, цена которых в несколько раз превышала лимит, то теперь их стоимость обвалилась, и абсолютное большинство ножей можно купить в Steam.
  • Во-вторых, ножи теперь можно получить без кейсов. Ранее их можно было либо купить у другого игрока, либо вытащить из кейса. Последнее, очевидно, расценивалось как гемблинг в ряде стран. Теперь ножи и перчатки можно получить при помощи контрактов обмена, которые не нарушают законов.

Получается, что обновлённые правила контрактов тоже помогают Valve сохранять доступ к скинам и механикам с элементами случайности даже в странах со строгим антигемблинговым законодательством. И хотя в результате таких изменений крупные инвесторы в скины пострадали, а капитализация рынка снизилась наполовину, сами разработчики остались в плюсе.

Зачем Valve этим занимается?

Пятнадцать лет назад Valve одной из первых запрыгнула в разгоняющийся поезд лутбоксов, а теперь спешно пытается с него спрыгнуть. Но зачем? Ответить на этот вопрос одновременно просто и сложно. Сложно, потому что Valve — частная компания, и никто, кроме нескольких человек на ключевых позициях, не знает всех причин принятия решений.

А просто, потому, что плюсы очевидны. Вводя новые элементы в игру, которые соответствуют законодательству об азартных играх, Valve:

  • сохраняет доход от скинов, исчисляемый сотнями миллионов долларов ежегодно;
  • избегает штрафов и судебных дел, поддерживая репутацию платформы;
  • показывает другим разработчикам и издателям методы альтернативной монетизации даже в странах с жёсткими законами;
  • унифицирует всё, что связано со скинами — будь то необходимость раскрывать шансы дропа по китайскому законодательству или методы соответствия запретам на гемблинг в Бельгии;
  • остаётся в гонке за средствами пользователей, которые те готовы тратить на скины.

С этической точки зрения Valve сложно назвать «белой и пушистой корпорацией добра», но с юридической — это законопослушная компания. А может быть, руководство готовится к продаже фирмы?

Как это влияет на киберспорт?

Одно из менее очевидных последствий действий Valve — изменение финансового климата в киберспорте. По данным инсайдера Mnmzzz, в начале октября компания ввела ограничения на спонсорство турниров со стороны букмекеров и торговых площадок со скинами. Нарушения приведут к отключению соревнований от рейтинговой системы Valve.

Для крупных турниров это не проблема, но тир-2 сцена может серьёзно пострадать. Кроме того, в неопределённом положении оказалось партнёрство команд с такими организациями: Team Spirit, Natus Vincere, Aurora — все имеют спонсорство подобного рода. Проще назвать клубы, у которых нет таких контрактов, чем тех, у кого они есть. Ограничения со стороны Valve могут иметь долгосрочные последствия для всей про-сцены.

Подводя итоги: Valve несколько лет подряд уверенно движется в сторону от лутбоксов. Обновления в CS2 только подтверждают этот вектор. Если команда разработки не передумает, то игрокам стоит ожидать в дальнейшем новые «терминалы» и вряд ли стоит ждать новых кейсов. Для обычных игроков это скорее плюс, ведь скины должны стать дешевле, а методы их получения — прозрачнее.

Последние новости

Читайте также