Трансферное радиомолчание: проблемы киберспортивных ротаций в CS2

Окно заработка очков VRS закрылось, инвайты определены, а до мейджора осталось всего ничего. Команды имеют последние шансы в этом сезоне обновить свои составы перед главным турниром года. И некоторые этим воспользовались, например, FaZe Clan. Пока о том, как это скажется на результатах, говорить рано, но вот уже можно подчеркнуть главные проблемы таких перестановок. Давайте разбираться.

Трансферы — что это за зверь?

Под термином трансфер спрятан переход игрока из одной команды в другую. Важно, что это не просто «забирайте джерси, я теперь играю в другом клубе», а юридически оформленная процедура с определённым алгоритмом. В традиционном спорте трансферы регламентируются крупными федерациями, например в футболе это FIFA. Игрок не может сам по себе поменять команду. Его контракт должны выкупить, а сделать это можно только в специально отведённое время — «окна» для перехода открываются в межсезонье. Обычно это несколько недель зимой и летом.

Чем отличаются трансферы в киберспорте?

В киберспорте тоже есть команды, тоже есть игроки и их контракты и, конечно же, есть трансферы. Но они заметно отличаются от тех, что происходят в футболе или баскетболе:

  • Трансферных окон не существует. Команды могут заменять часть состава в любое время. В течение года есть два пика активности трансферов — после мейджоров, но запрета на переход игроков в любое другое время не существует.
  • Процесс не регламентирован. Ни Valve, ни крупные турнирные операторы не вмешиваются. Их влияние ограничивается запретом на замены посреди турнира и несколькими другими мелочами.
  • Монетизация трансферов в киберспорте намного хуже. После перехода Криштиану Роналду в «Ювентус» клуб только за первые сутки продал полмиллиона футболок с именем игрока. Такие масштабы далеко за пределами возможностей даже таких крупных киберспортивных клубов, как NAVI. 

Ещё одно принципиально важное отличие — их инициация. В футболе, баскетболе или, например, хоккее, замены в составе чаще всего происходят по инициативе тренерского штаба. Всё дело в том, что клуб — это намного больше и важнее, чем любая звезда состава.

В киберспорте, особенно в CS2 и Dota 2, всё наоборот. Кроме команд, где менеджмент и составы это разные сущности, есть несколько крупных тегов, вроде Team Secret, в которых игроки и владельцы — это одни и те же лица. Для таких клубов решения о переходе могут приниматься куда более спонтанно, а их последствия — более сильные и непредсказуемые. Но даже если команда имеет отдельный состав управленцев это не гарантирует «правильной» работы с трансферами. Разберём это на примере FaZe Clan.

В чём проблема с трансферами FaZe Clan?

В этом сезоне изменения в составе FaZe — это сборная солянка всех проблем крупных киберспортивных клубов. Дело тут не только в легендарном цикле «+olof -olof +olof -olof». Достаточно посмотреть на хронологию трансферных событий в этом году, чтобы сходу найти первые проблемные места:

  • в начале года EliGE присоединяется к составу;
  • в мае broky отправляют на скамейку запасных, в аренду у NAVI выкупается s1mple;
  • через два месяца, в начале июля, broky возвращается в основной состав;
  • в августе EliGE покидает основу, его место занимает jcobb;
  • в конце сентября EliGE переходит в Team Liquid, а оттуда в FaZe отправляется Twistzz, при этом ветеран состава rain в это же время уходит в запас. 

Эта беготня между составами похожа на мыльную оперу, при этом организация не то чтобы делала из трансферов события. Если не считать фотосессии, на которой s1mple в худи команды сиял аурой, каждое изменение в составе было рядовым, почти что обыденным событием. И это для команды, которая входит в число претендентов на титул в этом сезоне! Подход очень странный. Даже если допустить не самые высокие доходы от продаж мерча с новым игроком, такое отношение выглядит халатным.

Процесс, похожий на хаос — проблема для фанатов

Кроме посредственного освещения замен в составе, FaZe Clan подсветило ещё одну проблему трансферов в киберспорте. Ими занимаются все и не занимается никто. Только за последние несколько месяцев в разных интервью и новостях была информация о том, что всеми перестановками в составе рулит капитан — Финн «karrigan» Андерсен. Вслед за этим — информация о том, что решение о выводе Ховарда «rain» Найгарда из стартовой линейки принимали без участия karrigan. Вот что сказал rain после перевода в запас:

В сторону karrigan летит много дерьма, что очень зря. Это не было его решением.

Если спросить у фанатов FaZe Clan, то многие скажут, что происходящее сейчас в команде похоже на хаос. Непонятно, кто принимает решения, зачем происходят перестановки и почему Александр «s1mple» Костылев не осел в составе! Из-за закрытости всего процесса и противоречивых данных о порядке принятия решений сложно воспринимать FaZe Clan как команду с чёткими целями и пониманием, как их достичь.

Важно отметить: FaZe Clan в этом случае просто пример. Большинство топовых клубов, от NAVI до FURIA, придерживаются того же подхода к перестановкам в составе. Например, в этом сезоне можно вспомнить провал Team Liquid с обработкой трансфера Джонатана «EliGe» Яблоновски — обновлённый состав появился в списках участников турниров до того, как организация объявила о перехода игрока. Очень редко команды делают акцент на замене, дают комментарий о причинах или приоткрывают завесу тайны над «чёрным ящиком» принятия решений.

Почему киберспортивные клубы не дожимают?

Итак, большинство команд, даже крупнейшие, не работают с трансферами в полную силу. Но почему так? Неужели команды просто ленятся заработать внимание публики или монетизировать замены в составе? Конечно же, нет. У сложившейся ситуации есть несколько причин:

  • Отсутствие строгих окон и регуляции. Де-факто замены можно проводить круглый год, и главный сдерживающий фактор — сроки окончания контрактов конкретных игроков.
  • Нет долгосрочной стратегии. Клубы, судя по всему, строят планы на сезон, максимум два. Часто во главу угла ставятся краткосрочные успехи, а сам подход активно поощряется сообществом и фанатами.
  • Нет возможности содержать большой состав. В CS2 нет смысла содержать состав из 7 или 8 игроков, а следовательно, нет возможности работать с разными игроками и проводить ротацию.
  • Низкая активность фанатской базы. Нет смысла проводить громкие анонсы или ивенты под даже самые звёздные трансферы, ведь не так много фанатов побежит покупать новые футболки после перехода m0NESY в Falcons или ropz в Vitality. 

Итог закономерен — команды пишут небольшой анонс в соцсетях или пост у себя на сайте, делают пару фото в новой форме, и дело с концом.

Как крупные игроки на про-сцене могут исправить ситуацию?

Самые большие и известные команды могут изменить сложившуюся ситуацию, но для этого нужно приложить значительные усилия. Впрочем, даже сейчас и без весомых финансовых вложений команды могут повысить ценность трансферов.

Например, можно запускать AMA-сессии на Reddit с новым игроком или устраивать конкурсы с UGC-контентом. Даже банальная нарезка-фрагмуви для привлечения внимания будет работать лучше, чем фото и пара строк о том, как «мы рады видеть нового игрока в нашей форме».

Спасёт ли положение регулятор рынка?

Одно из очевидных решений в этой ситуации — добавить к трансферам жёсткие рамки, правила и лимиты. Если будет ограниченное окно для перехода игроков с чётко указанными рамками, то «круглогодичная ростермания» уйдёт в прошлое. В такой обстановке, когда все сообщество ждёт появления новых составов, поддерживать волну хайпа легче. Но у этого решения есть один серьёзный недостаток — кто станет регулятором?

Это вряд ли будет Valve. Компания отдала на аутсорс даже отслеживание VRS-рейтинга, этим занимается портал HLTV. Вряд ли одна из федераций игроков и команд. Большинство таких объединений носит характер клуба по интересам, где может быть много разговоров, но очень мало дел. Такую роль не возьмёт на себя и турнирный оператор. Valve жёстко пресекла появление франшизных лиг, а значит не допустит и появление такого регулятора. Последний вариант — создать отдельную организацию-регулятор под патронажем Valve, но… кто этим будет заниматься? Прямо сейчас никому из команд это не нужно, ведь основной источник доходов с огромным отрывом это спонсорские сделки, а не фанаты. А значит нагонять хайп вокруг трансфера ради фанатов — выглядит как мартышкин труд.

Большинство команд предпочитают не включаться в активное освещение трансферов. Возможно, появление более жёстких трансферных окон или другие стимулы поменяют сложившуюся ситуацию. Но пока остаётся лишь наблюдать за трансферным хаосом в исполнении даже самых крупных тегов на сцене.

Последние новости

Читайте также