Форматы матчей и турниров в Counter-Strike 2

Разобраться в турнирах по Counter-Strike 2 может быть непросто. Разные форматы матчей, правила выбора карт и условия вылета из соревнования. Хорошая новость — мы подготовили небольшой гайд, в котором мы подробно рассказываем о форматах матчей и турниров в CS 2. 

Форматы матчей

На соревнованиях по CS 2 чаще всего используется три формата матчей:

  • best-of-1, игра на одной карте;
  • best-of-3, игра до двух побед;
  • best-of-5, игра до трёх побед.

Также изредка используется формат best-of-2. Это матч на двух картах, который может закончиться ничьёй. Наконец, есть ещё редко используемый формат best-of-7, то есть игра до четырёх побед без бана карт вообще. Такие матчи происходят крайне редко, за всю историю CS 2 и CS:GO их можно посчитать по пальцам рук. 

Плюсы и минусы best-of-1

Формат с игрой на одной карте сейчас используется реже, чем несколько лет назад. Но он все ещё распространён, встречи на одной карте играют даже на мейджоре! А все из-за его очевидных плюсов — это самый быстрый формат с конкретным победителем и проигравшим. Из-за этого можно провести больше матчей в день и легче спланировать расписание. 

Минусы очевидны и тоже очень серьёзны. Для команд в матче best-of-1 намного меньше окно для ошибки. Случайность вроде неточности первого выстрела может оказать решающее влияние на матч. Для зрителей это тоже проблема — все любят истории камбеков, но в рамках одной карты такое случается не так часто и ощущается не так эпично, как возвращение в игру в рамках best-of-3 или best-of-5. 

Плюсы и минусы best-of-3

Игра до двух побед — золотой стандарт матчей в киберспортивном CS 2. Формат используется с первых дней большого соревновательного CS и актуален до сих пор. 

Главные плюсы best-of-3: 

  • удача мало влияет на результат;
  • есть пространство для камбеков и время для адаптации к противнику;
  • каждая из команд может сыграть свою сильную карту из-за формата вето;
  • для победы важна не только хорошая стрельба, но также ментальная и физическая выносливость — матч может идти 3-4 часа и все это время нужно выкладываться на максимум. 

У формата есть только один серьёзный минус — длительность матча может быть от полутора до четырёх часов. Из-за этого сложно составлять расписание, между матчами неизбежно возникают паузы, а старты поздних игр дня — затягиваются. Это неудобно как зрителям, так и турнирным операторам. 

Форматы-исключения: best-of-5 и best-of-7

В исключительных случаях также применяются другие форматы матчей. Начнём с самого распространённого исключения — это best-of-5. Матчи до трёх побед играются не часто, но регулярно. Обычно в таком формате проводятся гранд-финалы больших турниров вроде IEM Cologne 2025 или BLAST Premier: World Final 2024. 

У best-of-5 те же плюсы и минусы что и у best-of-3, но их влияние становится ещё более выраженным. Матч может идти семь часов, даже смотреть его — достаточно утомительное занятие. Разница в длительности тоже может быть огромной. Сильная команда может взять три карты за три часа против слабого соперника, в то же время два равных состава могут сыграть все пять карт и потратить на это семь, а то и восемь часов. Зато после такой встречи нет сомнений, кто сильнее и лучше. 

Нельзя обойти стороной и ультимативный формат best-of-7. Игра до четырёх побед, без запрета карт и с чудовищной длительностью матча. Самый известный пример такого матча — финал Acer Predator Masters Season 1 между HellRaisers и mousesports. Тогда команды сыграли все семь карт и потратили на это целый день. Матч оказался изнурительным для игроков и зрителей, в следующем сезоне турнира финал сократили до формата best-of-5.

Выбор и запрет карт

В зависимости от выбранного формата меняется процесс выбора карт. Для матчей на одной карте всё просто. Команды по очереди убирают карты, пока не останется одна. Кто начинает запрет обычно зависит от посева.

Для матчей в формате bo3 используется отдельный алгоритм:

  • команды по очереди запрещают по одной карте;
  • следом каждая команда выбирает по одной карте для матча;
  • после этого ещё один круг запретов, обе команды убирают по одной карте;
  • оставшаяся карта становится решающей в матче. 

В матчах до трёх побед процесс выбора и запрета незначительно меняется. В нём нет второго круга запрета карт, вместо этого команды проводят дополнительный круг выбора карт. 

Форматы турниров

Кроме разных форматов матчей, в соревновательном CS 2 также используются разные форматы турниров. Зачастую соревнования поделены на два этапа, групповую стадию и плей-офф. В зависимости от этапа меняется и пул используемых форматов.

Форматы групповой стадии

В групповом этапе обычно используется два формата — швейцарская система и GSL, но изредка прибегают к круговой системе. GSL — самый простой формат. Это группы по четыре команды, для выхода из группы нужно одержать две победы, а два поражения, в свою очередь, означают вылет. Это быстрый и простой формат, который даёт чёткое распределение по местам в группе.

Швейцарская система уже сложнее:

  • все команды играют в одной группе;
  • в каждом круге игр участники поделены на пары по их результатам. Например, команды с двумя победами и нулём поражений могут играть только с теми у кого тоже две победы и ноль поражений;
  • для выхода обычно нужно набрать три победы, а после трёх поражений — вылет из турнира.

Для зрителей швейцарская система может быть сложной для восприятия, но зато смотреть интересно, ведь проходных матчей просто нет. 

Последний по счету формат — круговой, он же round robin. Суть понятна из названия, каждая команда играет с каждым соперником. У круговой системы есть свои преимущества и недостатки. Плюсы: минимальное влияние удачи и по итогам игр команды сортируются по силе достаточно точно. Из минусов — с ростом числа команд очень сильно растёт количество матчей, а часть игр неизбежно проходная, ведь результат ни на что не влияет. 

ФорматПринцип проведенияКоличество матчейПлюсы
Швейцарская системаКоманды играют с соперниками с таким же текущим результатом. После трёх побед проход дальшеВысокое, 33 матча для «швейцарки» на 16 командСбалансированные по силам матчи, у команды есть пять попыток взять три победы
GSLГруппы по четыре команды. Для выхода нужно две победы, вылет после двух поражений5 матчей в каждой группеБыстрый формат, у команд есть право на ошибку, распределение по местам в группе
Круговая системаКаждая команда играет с каждым соперником один или два разаВысокоеПочти нет влияния случая, максимально честное распределение по силе команд

Форматы плей-офф

После группового этапа играются матчи плей-офф. Всего есть два формата этой стадии: олимпийский и олимпийский с вылетом после двух поражений, они же Single Elimination и Double Elimination, соответственно. 

В классическом олимпийском плей-офф команды делятся на пары, после чего играют матчи. Проигравшие выбывают, победители проходят в следующий раунд. Там все участники снова делятся на пары и так продолжается пока не останется только одна команда, которая и становится чемпионом. Главные плюсы классического плей-офф можно описать в двух словах: быстро и зрелищно. Матчей мало, в каждом — максимально высокие ставки, буквально у всех команд ситуация либо пан, либо пропал.

В плей-офф с вылетом после двух поражений используется сразу две сетки. В верхней играют победители, в нижней — проигравшие. После поражения в верхней сетке команда падает в нижнюю, а после поражения в нижней — вылетает из турнира. В отличие от классического олимпийского формата, в Double Elimination у команд есть право на ошибку, а результат меньше зависит от одной удачной игры. 

Оба варианта плей-офф могут быть модифицированы. Например, классический олимпийский плей-офф можно превратить в «лестницу». Так называется формат, в котором в зависимости от результатов в групповом этапе команды распределяются по разным стадиям плей-офф. Первое место в группе даёт проход в полуфинал, а второе и третье — в четвертьфинал. Есть и другие варианты «улучшений», вроде сброса сетки, но к ним прибегают реже. 

ФорматПринцип проведенияКоличество матчейПлюсы
Олимпийская система, Single EliminationКоманда, проигравшая один матч — вылетает7 матчей в плей-офф на 8 командМало матчей, просто расписание, больше «драматичных» матчей, каждая игра на вес золота
Олимпийская система с выбыванием после двух поражений, Double EliminationКоманда вылетает только после двух поражений14 матчей в плей-офф на 8 командКоманды получают второй шанс, позволяет лучше показать реальный уровень команд

FAQ

В чём разница между Single Elimination и Double Elimination?

В плей-офф с Single Elimination — вылет после первого поражения, а в Double Elimination — после второго.

Что значит bo1, bo3 и bo5 в CS 2?

Bo3 это сокращение от best-of-3, число показывает максимальное количество карт, которое нужно для определения победителя. В bo1 — одна карта, в bo3 — три, а в bo5 — пять.

Почему best-of-3 чаще всего используется на топ-турнирах?

Это золотая середина между длительностью и предсказуемостью. Даже если команда сыграет одну неудачную карту, у неё есть шанс отыграться.

Что такое мап-вето?

Так называется процесс запрета и выбора карт для матча.

Почему швейцарская система так популярна?

Швейцарская система позволяет достаточно точно отсортировать команды по силе, а из-за особенностей формата в ней нет проходных матчей, каждую встречу интересно смотреть.

Фото — Helena Kristiansson, ESL FACEIT Group.

Последние новости

Читайте также